Из семерых российских узников Гуантанамо, которых с большим трудом Москва вытребовала на родину, всего двое остались на свободе. Последними из «русских талибов (организация запрещена в России) арестовали Айрата Вахитова и Рустама Ахмярова. Это произошло в конце прошлой недели, о чем «Газета.Ru» уже писала.
Как сегодня выяснилось, Вахитова и Ахмярова арестовали по подозрению в причастности к терактам на территории республики Татарстан. По словам представителя татарской прокуратуры Анвара Мухамедзянова агентству «Интерфакс», они задержаны «по подозрению в подготовке и совершении ряда терактов на территории Татарстана. Никакого отношения к их пребыванию в Афганистане задержание не имеет».
Как рассказал журналистам в среду заместитель прокурора республики Фарид Загидуллин, Вахитов и Ахмяров были задержаны в Москве на прошлой неделе в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в связи с терактами. «По этому делу уже задержаны десятки человек», — сказал представитель прокуратуры.
В настоящее время оба они этапированы в изолятор временного содержания Набережных Челнов. «Задержанные Айрат Вахитов и Рустам Ахмяров подозреваются в совершении особо тяжкого преступления, поэтому мы их искали, нашли и задержали», — сказал зампрокурора. По его словам, дело расследуется органами прокуратуры Татарстана.
«Никакой пощады им не будет, — подчеркнул представитель прокуратуры Татарстана. — Расследование будет вестись объективно с соблюдением всех требований закона, но принципиально».
«Пусть те, кто взрывают объекты и призывают к священной войне, прекратят это делать. К ним мы будем подходить со всей строгостью закона и привлекать к уголовной ответственности», — предупредил прокурор.
Прокуратура отказалась сообщить, к каким конкретно взрывам имеют отношение двое задержанных, однако, скорее всего, речь идет о взрыве газопровода в Бугульме в январе 2005 года. В апреле этого года по подозрению в причастности к тому взрыву уже были арестованы еще двое талибов из семерых, прибывших из Гуантанамо, — 30-летний Тимур Ишмурадов и 43-летний Равиль Гумаров. Оба обвиняются в терроризме. Интересно, что официальная версия МВД о повреждении газопровода всегда исключала теракт, а представители МВД признавали, что эксперты-криминалисты, работавшие на месте происшествия, не обнаружили на месте разрыва газопровода даже мельчайших частиц какого-либо взрывчатого вещества.
Только с первыми арестованными талибами общественность узнала, что газопровод, оказывается, кто-то взрывал.
Вахитов и Ахмяров после возвращения на родину в начале прошлого года жили спокойнее, чем Ишмурадов и Гумаров. В последнее время они проживали в Москве на квартире у главы Исламского комитета России Гейдара Джемаля в Мансуровском переулке. Оба стали заниматься правозащитной деятельностью. В прошлую пятницу в квартиру вошли сотрудники милиции, надели на них наручники и увезли в неизвестном направлении. Ни ордера на арест, ни каких-либо других документов, объясняющих задержание, показано не было, не последовало и устных объяснений. Когда же Джемаль попытался выяснить, что стало с людьми, проживавшими в его квартире, ему официально сообщили, что ни в 60-м отделении милиции, ни в ОВД «Хамовники» Вахитова и Ахмярова нет.
Только в неофициальной беседе с милиционерами, по словам Джемаля, ему удалось выяснить, что задержанные находятся в ФСБ. Оттуда-то, как сегодня выяснилось, талибов и этапировали в Набережные Челны.
Всего в начале 2004 года в Россию с Кубы были экстрадированы семь человек. Все они прокуратурой поначалу обвинялись в наемничестве, незаконном переходе границы и участии в преступном сообществе и оставались под арестом. Но после четырехмесячного следствия все семеро были отпущены на свободу, поскольку прокуратура сама не смогла найти доказательств их вины, а власти США никаких документов, подтверждающих их участие в движении «Талибан», так и не прислали. Однако в поле зрения спецслужб семеро талибов остались. Первым из них был задержан в декабре 2004 Шамиль Хаджиев — бывший милиционер из Башкирского города Учалы. Его взяли в Уфе по подозрению в причастности к деятельности экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» (организация запрещена в России). На квартире организации оперативники нашли патроны, гранаты и несколько самодельных бомб. Следующими стали Ишмурадов и Гумаров, которых обвинили в подрыве газопровода.
Шестого талиба — Расула Кудаева — также без всякого ордера вызывали на допрос.В результате единственным на данный момент «русским талибом», который с момента освобождения больше не вызывался на допросы, оказался Руслан Одижев. И то – только потому, что решил уйти от людей и отправился чабанить в горы Кабардино-Балкарии. Но спецслужбы интересуются и им. Сам Кудаев после беседы с оперативниками говорил, что допрашивали его как раз на предмет местонахождения Одижева.