Собрав лидеров всех регионов в пятницу в Казани, Путин заявил, что Госсовет, изначально создававшийся исключительно как совещательный орган, в будущем должен получить гораздо более широкие полномочия. «Госсовет состоялся как общегосударственная площадка для обсуждения самых злободневных вопросов, и Госсовет задает вектор развития страны, став расширенным правительством, способным принимать решения по тем или иным актуальным проблемам», — заявил Путин.
То есть Госсовет является, по мнению президента, связующим звеном российской власти, и его роль будет повышаться.
Для начала Путин предложил создать систему постоянного мониторинга и контроля за выполнением принимаемых Госсоветом решений, чтобы повысить эффективность его деятельности. «Далеко не все совместно проработанные решения воплощаются в жизнь. Такое положение дел нас не может устраивать», - подчеркнул президент. А в будущем, как заявил Путин, одним из главных направлений работы Госсовета должна стать выработка стратегических идей, которые открыли бы новые перспективы для страны и сплотили общество.
Стоит напомнить, что Госсовет был создан в 2000 году в качестве исключительно совещательного органа при президенте. В него вошли главы всех регионов РФ, выведенные под этим предлогом из состава Совета федерации (принцип формирования последнего был тогда в корне изменен). Чтобы смягчить фактическое отстранение руководителей регионов от управления страной (из самого важного: от них зависело ежегодное принятие бюджета, судьба генерального прокурора, а также введение режима ЧП в случае необходимости), и был придуман Госсовет. Никаких реальных полномочий у этого органа не было и нет, но все это время он позволял региональным лидерам время от времени видеть Путина, важно заседать рядом с ним в Кремле с обязательным показом этих церемоний по всем госканалам и вообще чувствовать себя не просто винтиками в машине вертикали власти, а важными шестеренками.
При всем при этом участники этих заседаний — и Путин, и главы регионов — понимали, что Госсовет не является серьезным органом власти и не может им стать, так как и исполнительная, и законодательная вертикаль подробно прописаны в Конституции.
О Госсовете в основном законе ничего не сказано, а это значит, что намеченное повышение его статуса может быть проведено либо в рамках реформы собственно администрации президента и ее взаимоотношений с правительством (именно в ее недрах принимаются все значимые для страны решения), либо через внесение изменений в Конституцию.
Из новых институтов власти на данный момент успешно функционирует лишь один «путинский костыль» в машине госуправления — институт полпредства. Однако этот институт является частью администрации президента и полностью в нее встроен — вся система принятия решений полпредами проходит через администрацию. У Госсовета в отличие от полпредов нет никаких особых полномочий, это сугубо совещательный орган при президенте, а слова Путина о «расширенном правительстве, принимающим решения по актуальным проблемам», — не более чем фигура речи.
Каким именно образом Владимир Путин планирует повышать роль Госсовета — пока неясно. Если будет предпринята попытка сделать это через внесение изменений в основной закон, то она будет надуманной. Так считает один из авторов российской Конституции Сергей Шахрай: «Десять лет — не срок для Конституции, это же не инструкция для газовой горелки, а свод принципов и процедур, поэтому можно принимать конституционные законы, конституционные решения суда, но изменять конституцию ради Госсовета не стоит.
Не тот это случай. Проще восстановить членство губернаторов в Совете федерации и получить тот же Госсовет», — заявил Шахрай в интервью «Газете.Ru».
Однако, по мнению ведущего эксперта Центра политических технологий Татьяны Становой, изменение статуса Госсовета вряд ли будет подкреплено соответствующими изменениями в Конституции. «Изначально предполагалось, что Госсовет будет совещательным органом. Он будет вырабатывать какие-то идеи, представлять интересы региональных элит на федеральном уровне и станет некой площадкой для согласования интересов регионов и федерального центра. Региональные лидеры действительно встречаются с президентом, действительно обсуждают какие-то вопросы. Но те концепции, которые обсуждались с президентом, они после обсуждения либо откладывались на неопределенный срок, либо шли в правительство и там менялись до неузнаваемости, — считает Татьяна Становая. — Более того, между региональными элитами и нашей исполнительной властью существует множество противоречий, и, как правило, в борьбе интересов побеждает обычно правительство, поддерживаемое администрацией президента».
По мнению аналитика, для региональных лидеров, которые входят в Госсовет, это некий формализованный путь в Кремль: «В этом плане Госсовет устраивает региональную элиту, но все-таки самым эффективным лоббистским ресурсом для региональных лидеров являются личные встречи с президентом за рамками Госсовета. Поэтому Госсовет как институт является действительно достаточно слабым совещательным органом, и все его решения носят некий рамочный характер».
Как считает Становая, сильнее всего на изменение полномочий и вообще роли Госсовета в жизни страны могут повлиять последние тенденции в назначении глав субъектов федерации. «Теперь у нас, как известно, отменили выборы глав регионов, и с весны этого года наметилась тенденция прихода на посты глав субъектов федерации новой элиты. Это менеджеры. У них обычно нет своей собственной сильной команды, которую они способны были бы навязать местной элите, и, соответственно, за спиной у них исключительно поддержка президента.
В этих условиях поднятие статуса Госсовета может стать одним из важнейших инструментов поднятия статуса этих новых лидеров в глазах местных элит.
Я бы рассматривала Госсовет и заявление президента о повышении его роли именно в контексте прихода новых лидеров на посты глав регионов».
Руководитель Фонда аналитических программ «Экспертиза» Марк Урнов считает, что реализация обещания Путина о повышении роли этого органа приведет к тому, что Госсовет станет всего лишь очередной имитацией дискуссии, якобы ведущейся внутри органов власти: «В той ситуации, в которой законодательный орган перестал быть органом, уравновешивающим исполнительную власть и, более того, служит структурой, в которой все инициативы исполнительной власти однозначно поддерживаются, все равно власти нужно некоторое обсуждение. Тогда и возникают способы создания консультативных органов, которые бы могли что-то говорить, но не жестко блокировать инициативы президента и его администрации. Отсюда и Госсовет, и Общественная палата, и много чего другого. Такие эрзац-системы сдержек и противовесов».