Обыск багдадского офиса агентства РИА «Новости» был проведен в среду иракской полицией. Как сообщается на официальном сайте агентства, обыск начался рано утром без предварительного уведомления со стороны иракских властей. Все началось с того, что в штаб-квартиру агентства в восточной части Багдада вошли шестеро иракцев (трое из них были в военной форме) и предъявили ордер на обыск помещения. На вопросы о причинах обыска иракские чиновники отвечать отказались. Как заявил старший группы в чине капитана иракской армии, «он не уполномочен ничего объяснять и выполняет приказ».
За время обыска, который продолжался около двух часов, сотрудники сил безопасности Ирака осмотрели корпункт, изучили документы на право аренды и личные удостоверения иракских сотрудников российского агентства.
Особое внимание в ходе обыска было уделено носителям информации – дискетам, CD-дискам, магнитофонным пленкам и жестким дискам компьютеров. Большая часть носителей была изъята с целью последующей экспертизы.
Впоследствии руководству российского агентства подтвердили, что обыск проводился на основании санкции иракского минюста, то есть был, с формальной точки зрения, законным.
В новостных сообщениях о сегодняшних событиях в Багдаде подчеркивается, что российских сотрудников в момент проведения обыска в офисе РИА «Новостей» не было. Эту информацию «Газете.Ru» подтвердили в московской штаб-квартире агентства. Как объяснил представитель агентства, обычно в багдадском офисе РИА «Новостей» работает как минимум один сотрудник агентства. Остальные – местные журналисты и переводчики.
По всей видимости, российский сотрудник агентства находился в момент обыска за пределами Ирака. По словам представителя РИА «Новостей», он регулярно ездит а командировки по ближневосточному региону.
Сотрудник диппредставительства России в Багдаде Илья Моргунов пояснил «Газете.Ru», что штат багдадского бюро РИА «Новостей» действительно не велик. Единственный россиянин в штате — корреспондент Павел Давыдов — отбыл некоторое время назад в командировку в Ливан.
Моргунов в принципе допускает, что российские власти выдвинут в связи с обыском ноту протеста иракскому руководству. Но, по словам российского дипломата, пока об этом говорить слишком рано.
Для начала надо разобраться с тем, что именно произошло сегодня в офисе РИА «Новостей». Для этого необходимо связаться хоть с кем-то из сотрудников багдадского бюро. По словам Моргунова, никто из сотрудников багдадского бюро офиса РИА «Новостей» не обращался в диппредставительство РФ за помощью или консультацией. В самом диппредставительстве узнали об обыске из сообщений на сайте РИА «Новостей».
О результатах обыска, как предполагается, будет объявлено в ближайшие дни после анализа изъятых носителей. Кроме того, в ближайшие сутки иракские следователи допросят иракского переводчика, работающего в корпункте с 2001 года. Согласно официальной информации, распространенной иракскими властями, он приглашен в МВД Ирака «на беседу».
О том, что именно искала иракская полиция в офисе российского агентства, остается только догадываться. Скорее всего – ничего. Не исключено, что акция носила демонстративный характер и была связана с интервью, которое РИА «Новости» взяли на прошлой неделе у лидера одной из крупнейших группировок иракской вооруженной оппозиции – «Джаиш аль-Муджахиддин» («Армия моджахедов») Абдаллы аль-Дженаби. Дженаби заявил в интервью, что политический процесс в Ираке может начаться только после ухода из страны оккупационных войск и предупредил о готовящихся в Ираке новых масштабных акциях сопротивления. Это заявление само по себе могло разозлить иракские власти, а также и их американских союзников.
Дженаби в Ираке — одна из самых разыскиваемых персон. В свое время он возглавлял сопротивление американцам в самом проблемном городе Ирака — Эль-Фаллудже. Новыми властями страны и оккупационными силами он считается террористом и, с этой точки зрения, вполне сравним с Шамилем Басаевым для России. Последний не так давно выступил с интервью на американском телеканале АВС. Никаких санкций в отношении телекомпании, кроме лишения государственной аккредитации в России, введено не было.