Совет Госдумы в четверг 16 июня обсудит ход парламентского расследования теракта в Беслане. Многие ожидают обнародования на этом заседании предварительных результатов работы комиссии, однако, как рассказал «Газете.Ru» член комиссии депутат Госдумы Аркадий Баскаев, никаких итогов расследования оглашено не будет. Вместо этого зампред комиссии, депутат Валерий Дятленко зачитает руководству Госдумы отчет о том, что за время расследования парламентарии допросили 45 руководителей разного уровня, например, премьера Фрадкова, силовых министров и глав Северной Осетии и Ингушетии Александра Дзасохова и Мурата Зязикова. Кроме этого, Дятленко сообщит, что члены комиссии неоднократно ездили в Беслан, а также встретились с единственным уцелевшим боевиком Нурпашой Кулаевым. Сам же доклад об итогах расследования окончательно будет готов только к 1 сентября.
Член комиссии от думской фракции «Родина» Юрий Савельев сообщил «Газете.Ru», что пока «написана предварительная версия» доклада. «Сейчас мы вычитываем все части и согласовываем между собой», — рассказал депутат.
Выводы комиссии по ряду ключевых вопросов стали известны «Газете.Ru». В частности, комиссия считает, что кровавая развязка теракта не была запланированным штурмом.
Спровоцировавший его взрыв оказался случайностью. «У нас есть общая точка зрения, что сам взрыв в школе произошел случайно, — заявил «Газете.Ru» депутат Баскаев, — То что пишут в СМИ о том, что был какой-то снайпер, который применил оружие, — полная ерунда. Никто в это время не стрелял» (выживший боевик Нурпаша Кулаев заявил в суде, что снайпер подстрелил террориста-смертника, замыкавшего взрывное устройство, и последовавший взрыв спровоцировал штурм. — «Газета.Ru»). «Если бы готовилась операция, все было бы совершенно по-другому», — уверен член комиссии. По всей видимости, по словам Баскаева, у боевиков сработало плохо закрепленное взрывное устройство.
В то же время парламентская комиссия выяснила, что политические требования террористы все-таки выдвигали, но как-то, по ее мнению, вяло.
«Были требования прекратить войну, вывести войска из Чечни», — сообщил Баскаев. Сам член комиссии полагает, что заявлены эти требования были крайне неконкретно. «Это не было оформлено в письменном виде, не было сформулировано конкретных сроков, например «даем два дня на вывод войск», — отметил депутат. До сих пор, напомним, официальные лица заявляли, что единственное, что конкретно требовали боевики, это появление в захваченной школе в качестве переговорщиков глав Осетии и Ингушетии Зязикова и Дзасохова, а также детского врача Леонида Рошаля.
Некоторые ключевые вопросы так и остались невыясненными, и расследование по ним продолжается. «До сих пор нет четкого ответа, сколько все-таки было боевиков, было ли оружие спрятано в школе до захвата и удалось ли кому-то из террористов бежать», — рассказал «Газете.Ru» член комиссии Юрий Савельев. По его словам, по-прежнему не установлены личности 14 террористов. «Возможно, предположительно следствие знает, что это ингуши, и поэтому пока нам не сообщают», — считает депутат.
Савельев вообще пожаловался, что ФСБ игнорирует половину запросов комиссии. «На некоторые наши запросы они отвечают, на некоторые нет, чувствуется, что они не до конца искренни», — отметил он.
В свою очередь, депутат Баскаев сообщил, что есть разночтения и по другому важному вопросу: до сих пор непонятно, в какой момент в штурме школы принял участие танк.
«Главный вопрос сейчас — ответственность за произошедшее органов власти, — заявил Юрий Савельев, — по итогам доклада будут установлены лица, чья деятельность способствовала тому, что этот теракт имел место». «Это будут лица не только районного уровня, многих из которых обвинили в случившемся впопыхах, но на самом деле несправедливо», — отметил депутат. «Наш доклад, не исключаю, может затронуть самые высокие органы власти на уровне министров», — предположил он. В то же время не все члены комиссии готовы пойти так далеко. «К 1 сентября в Осетию были отправлены телеграммы с требованиями безопасности, в них все было детально расписано. Если требования вышестоящего начальства не выполнило МВД, то почему должен отвечать Нургалиев. Сделано было на 5%», — недоумевает депутат Баскаев. По его словам, «есть претензии и к главе МВД Осетии, и к главе республиканского ФСБ».
Депутат Савельев сообщил «Газете.Ru», что обо всех проблемах члены комиссии намерены рассказать президенту Владимиру Путину на встрече, которая состоится в конце июня.
«Мы ему зададим в том числе и те вопросы, на которые не получили ответы от силовых органов, или эти ответы были уклончивые», — рассказал депутат. После этого комиссия должна свести сведения своего доклада с тем, что стало известно в ходе судебного процесса над Кулаевым. «Надо дождаться окончания этого процесса, чтобы наш доклад не противоречил тому, что было установлено в суде», — заявил «Газете.Ru» член комиссии от КПРФ Юрий Иванов.
Первые итоги, к которым пришли парламентарии, Иванова озадачили. «Я озабочен этими выводами, но поскольку они предварительные, комментировать не буду», — сказал он.