Третья неделя чтения приговора по делу ЮКОСа началась с привычных действий милиции по установлению вокруг суда особого режима охраны. За два часа до возобновления процесса около 600 сотрудников милиции блокировали весь квартал, где находится Мещанский суд. Кроме 50 бойцов ОМОНа в район подтянулись подразделения Внутренних войск МВД. Подход к самому зданию суда возможен только по журналистским аккредитациям или по штампу в паспорте о прописке для местных жителей. От дома № 35 до конца улицы Каланчевской выставлены металлические ограждения, по перекрытому участку разрешается проезжать только общественному транспорту.
Пикетчики остались за заграждениями в 150 метрах от здания суда. Причем сегодня к суду пришло рекордное число противников Ходорковского — около 140 человек. Если раньше они проезжали на автобусе прямо через заграждения к месту пикета, то сегодня, видимо, было решено уравнять их в правах со сторонниками подсудимых — им пришлось пешком проходить на выделенный им пятачок через усиленные кордоны милиции.
Дискуссии у противников подсудимых и их сторонников не получилось, несмотря на то что они расположились двумя группами на противоположных сторонах Каланчевской.
Участники пикета против Ходорковского стояли молча, сжимая в руках красочные транспаранты, которые говорили сами за себя: «Вор должен сидеть в тюрьме!», «Ходорковский, Ваше богатство — наша нищета». Кто устал держать плакаты, повесили их прямо на железные заграждения.
Сторонники держали шарики цветов ЮКОСа (желтый и зеленый), а также лозунги и подробные плакаты: «Свобода новой России начнется с освобождения Лебедева и Ходорковского», «Вы можете разорить ЮКОС, но не в вашей власти убить идею честного бизнеса! Вы можете посадить всех ваших врагов, но не в вашей власти убить идею свободы! Свободу Лебедеву и Ходорковскому!». Митингующие скандировали: «Свободу Ходорковскому!» и «Отпустите Мишу!». После завершения пикета участникам акции было вынесено предупреждение от заместителя главы префекта Центрального административного округа за скандирование антиправительственных и антипрезидентских лозунгов, а милиционеры, как сообщает агентство «Интерфакс», составили на организаторов митинга административный протокол по факту несоответствия «скандируемых лозунгов заявленным».
Между тем число журналистов у Мещанского суда на 11-й день оглашения приговора увеличилось. Непосредственно у здания суда собралось более 50 представителей СМИ. Это объясняется тем, что многие журналисты считали, что именно в понедельник суд огласит резолютивную часть приговора и назовет сроки наказания подсудимым. Однако, как сообщил источник в правоохранительных органах «Интерфаксу», оперативная разнарядка сотрудников милиции, обеспечивающих порядок у здания суда, расписана на ближайшие несколько дней. То есть в МВД окончания суда ждут не сегодня и даже не завтра.
Между тем судья Ирина Колесникова продолжила сегодня достаточно быстро продвигаться к финалу процесса.
С самого утра она приступила к чтению приговора по делу самого незаметного участника процесса — экс-директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова. Он единственный из троих подсудимых, который с самого начала процесса был отпущен на свободу под подписку о невыезде. Более того, ему была предоставлена охрана ФСБ. Суд установил доказанной вину Крайнова в мошенническом завладении 22,8 млрд рублей неденоминированных рублей. Эти действия квалифицируются статьей 159 УК, которая предусматривает максимальное наказание 10 лет лишения свободы. Суд также установил, что бывший гендиректор АОЗТ «Волна» причинил имущественный ущерб на сумму 53,2 млрд неденоминированных рублей. Суд квалифицировал действия Крайнова по части 3 статьи 159 — мошенничество, совершенное в составе организованной группы в крупном размере, и по части 3 статьи 165 — причинение имущественного ущерба собственнику при отсутствии признаков хищения, совершенное в составе организованной группы в крупном размере.
Как указывается в приговоре, Крайнов, являясь в 1997 году заместителем исполнительного директора СП RТТ (Russian Trust & Traid), через счета подставных компаний осуществил организацию фиктивной задолженности администрации Волгоградской области перед ОАО «Юганскнефтегаз» в связи с якобы имевшими место поставками нефтепродуктов на 76 млрд неденоминированных рублей. Для этого подсудимый и входившие в организованную группу лица составили целый ряд подложных документов.
Суд отметил, что версия Крайнова о том, что он не знал о существовании организованной группы и в нее не входил, является недостоверной и «направлена на уклонение от наказания».
После этого суд объявил небольшой перерыв, по окончании которого приступил к рассмотрению доказательств невиновности подсудимых, представленных стороной защиты. В частности, суд заявил, что при вынесении вердикта не были приняты во внимание заключения всех экспертов защиты, которые были заслушаны в ходе процесса, на том основании, что все они якобы не являлись специалистами в области налогов и права. Кроме того суд отверг доводы адвокатов о незаконности части обысков, которые были проведены в рамках этого уголовного дела и материалы которых легли в его основу.
Безмерно удивив этими своими выводами адвокатов подсудимых, Ирина Колесникова тут же объявила перерыв в оглашении приговора до вторника.