Присяжные оправдали капитана Эдуарда Ульмана и его сослуживцев еще 19 мая, но лишь в эту среду в Северо-Кавказском окружном военном суде был оглашен оправдательный приговор четырем спецназовцам ГРУ, входившим в его группу. В приговоре, в частности, говорится: «Учитывая установленные присяжными заседателями обстоятельства, признать невиновными и оправдать за отсутствием состава преступления». Помимо этого в приговоре отмечено, что в связи с оправдательным приговором гражданские иски потерпевших к спецназовцам оставлены без рассмотрения. Все судебные издержки, которых накопилось на 719 тысяч рублей, перенесены за счет федерального бюджета.
Дополняет общую картину решение суда признать право обвиняемых на возмещение материального и морального вреда ввиду оправдательного приговора.
Такой вердикт суда вызвал резко негативную реакцию у гособвинителя, намеревающегося теперь подать апелляцию, и у родственников погибших, заявляющих, что в случае отказа суда пересмотреть приговор они эмигрируют из страны, как это сделали в свое время родственники Эльзы Кунгаевой. «Мы считаем, что вина Ульмана и его сослуживцев доказана», — передает РИА «Новости» слова Ирбана Сатабаева, брата одного из погибших. «Присяжные показали свою предвзятость, но мы остались при своем мнении», — заявил потерпевший. Другая потерпевшая, Коха Тубурова, заявила, что «суть вердикта присяжных в том, что в любой дом может войти военнослужащий и расстрелять кого захочет, сославшись при этом на какой-то приказ».
Представитель Главной военной прокуратуры Николай Титов, выступавший на процессе в качестве гособвинителя, заявил, что подобный судебный вердикт будет, вне всякого сомнения, оспорен. «Если не мы его обжалуем, то это намерены сделать потерпевшие», — заявил он, напомнив, что на подачу апелляции закон отводит 10 дней. При этом гособвинитель пояснил, что в связи с изменениями в законодательстве военная коллегия Верховного суда станет не последней инстанцией, куда будет направлена кассационная жалоба.
«Если оправдательный приговор оставят в силе, то его можно будет обжаловать в президиуме Конституционного суда в порядке надзора», — пояснил Титов.
Адвокаты подсудимых, в свою очередь, заявляют о готовности продолжать защищать спецназовцев в том же составе, если приговор будет отменен или пересмотрен. «Мы в том же составе будем защищать их и также будем добиваться оправдательного вердикта», — заявил адвокат Ульмана Роман Кржечковский.
Напомним, дело капитана Ульмана началось после того, как в январе 2002 года в штаб федеральных войск поступила информация, что под Шатоем обнаружены известный полевой командир Хаттаб и около 20 арабов-наемников. Армейское командование приняло решение выбросить десант для поимки или уничтожения боевиков. 11 января группа, в числе которой были капитан Ульман, лейтенант Александр Калагинский и прапорщик Владимир Воеводин, была высажена у селения Дай, где и получила задачу блокировать дорогу и по рации передавать сведения о передвижении автотранспорта. Один из проезжавших «Уазиков» приказу остановиться не подчинился, после чего военные открыли по нему огонь. Когда машина остановилась, выяснилось, что боевиков в ней нет. Из шести пассажиров – гражданских лиц – один был убит, один ранен. Допросив задержанных, капитан Ульман связался со своим непосредственным начальником майором Алексеем Перепелевским, который и отдал капитану приказ расстрелять оставшихся в живых. Уже после начала судебного процесса Перепелевский в своих показаниях начал ссылаться на приказ, данный ему полковником Плотниковым, курировавшим проведение операции.
Плотников, однако, так и не сел на скамью подсудимых, до последнего момента фигурируя в деле лишь в качестве свидетеля.
Как бы то ни было, но приказ командира военные выполнили, после чего, стараясь скрыть следы преступления, попытались взорвать автомобиль фугасным снарядом. Когда же это не удалось, машину полили бензином и сожгли. Об уничтожении шестерых мирных жителей Ульман доложил полковнику Золотареву, отвечавшему в ходе этой операции за связь с группами, десантировавшимися в Шатойском районе. Сразу после этого рапорта начался первый процесс, закончившийся оправдательным приговором. 11 мая 2004 года суд на основании вердикта присяжных оправдал обвиняемых на том основании, что они лишь выполняли приказ командования. Однако после обжалования приговора военной прокуратурой коллегия Верховного суда пересмотрела результаты дела и вернула его на повторное рассмотрение другим составом суда. Повторное судебное разбирательство началось 18 января 2005 года, а закончилось решением присяжных о том, что Эдуард Ульман и его подчиненные действовали в соответствии со своими служебными обязанностями согласно сложившейся обстановке.
Оправдательный вердикт присяжных вызвал волну возмущения в Чечне и в рядах российских правозащитников.
Комментировавшая «Газете.Ru» решение присяжных председатель комитета солдатских матерей Валентина Мельникова заявила, что данное решение присяжных «демонстрирует абсолютно человеконенавистнические настроения обывателей по отношению к чеченскому народу». В том случае, если приговор не будет отменен, Эдуард Ульман, Александр Калгинский, Владимир Воеводин и Алексей Перепелевский будут иметь возможность продолжить службу в Вооруженных силах Российской Федерации.