В четверг в Совете федерации состоялось заседание «круглого стола», посвященного вопросам законодательного обеспечения деятельности в области телекоммуникаций и интернет-технологий. Среди множества дежурных речей прозвучало и весьма важное заявление представителя Центра информационной безопасности ФСБ России Дмитрия Фролова.
Фролов высказал давно обсуждаемую российскими властями идею ужесточения технического контроля за российской зоной глобальной электронной сети. Правда, обоснование этой идеи у Фролова было решительно новым.
В частности, по словам Фролова, ФСБ предлагает выработать новые требования к компаниям-провайдерам, «чтобы предотвратить распространение в интернете экстремистских идей, вести учет нелегальной сетевой активности, а также иметь возможность получать базы данных и регистрации телефонных абонентов с указанием их интернет-адресов — как статических, так и динамических».
Когда сотруднику ФСБ потребовалось обосновать свои предложения, он рассказал собравшимся, что усиление контроля за интернетом должно произойти на том основании, что электронная сеть «завоёвывает все большую аудиторию, становясь серьёзным игроком на информационном поле, способным формировать общественное мнение».
В настоящее время, рассказал Фролов, группировки различных политических ориентаций могут использовать интернет для «мобилизации политических сил против властей своего государства». «Примером тому могут служить недавние события в Югославии, Грузии и Украине», — для убедительности добавил Фролов.
Заявления о регулировании российского сегмента всемирной сети звучат от силовиков не в первый раз. Однако прежде они традиционно ссылались на то, что в интернете разгул порнографии, и вообще «есть инструкции по созданию взрывчатки». Эту фразу Фролов повторил и сегодня. Однако о том, что в интернете следует искать оппозиционеров (пример Украины и Грузии говорит именно об этом), ФСБ говорить себе еще не позволяла.
В последнее время тема политических ограничений в российском интернете активно обсуждается. Виной тому стала госсекретарь США Кондолиза Райс, точнее проблемы перевода ее заявлений. Перед прилетом в Москву она заявила прессе, что встревожена несвободой в российских «электронных СМИ», под чем, разумеется, подразумевала телевидение. В дни визита американского госсекретаря в Москву в прессе ее заявление активно обсуждались, в том числе и в преломлении интернет-свободы. Во многих изданиях появились комментарии редакторов ведущих российских интернет-СМИ, где журналисты говорили о том, что политическая цензура пока не коснулась интернета, по крайней мере в той же степени, что и телевидение. Сотрудник ФСБ Фролов ответил на эти заявления.
Правда, Фролова не поняли не только люди, работающие в интернете, но и те, кто работает во власти. В беседе с «Газетой.Ru» зампред комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник заявил, что сегодняшнее выступление представителя спецслужб — «это очередная попытка группы очень влиятельных людей устроить фронтальное наступление на российскую прессу, пытаясь любыми способами ограничить её свободу». «А кто будет контролировать? А судьи кто? Я не уверен, что ФСБ должна этим заниматься», — сказал Резник. «Начнётся с контроля за отдельными сегментами интернета, а закончится тотальным наступлением на свободу слова. Ограничение, препятствование проникновению новых идей – в цивилизованном мире всего этого нет», — добавил он.
Александр Паршуков, пресс-секретарь министра связи и информатизации Леонида Реймана, также заявил, что позиция министерства противоположна мнению специалиста ФСБ. «Мы считаем, что интернет контролировать не нужно. Интернет является средой передачи данных. В контроле он не нуждается. Безусловно, должна существовать ответственность провайдеров за тот контент, который они предоставляют. Но эта ответственность вполне укладывается в существующий закон о СМИ и будет укладываться в готовящиеся изменения к закону», — заявил Паршуков «Газете.Ru».
Он также напомнил, что проблема отнюдь не нова: «Вспомним, что в Советском Союзе боролись с радиостанцией «Голос Америки», которая с точки зрения властей передавала неправильный контент».
С технической точки зрения контроль за интернетом, как считает большинство экспертов, трудно выполним и не имеет смысла. «Сейчас начнём контролировать интернет, через некоторое время появится широкополосный доступ, а далее всем и каждому станет доступна спутниковая информация», — говорит Паршуков.
«Существует две системы регулирования сферы интернет-коммуникаций: первая, когда провайдер несёт ответственность за информацию, которую он поставляет, вторая, когда у поставщика интернет-услуг существует иммунитет против любых «наездов». Последняя система применяется в странах Запада, в Китае же каждый провайдер ответственен за поставляемый им контент. Китайская модель возможна в тех странах, где вообще вся сфера коммуникаций тотально контролируется», — рассказал «Газете.Ru» Игорь Ашманов, генеральный директор интернет-компании «Ашманов и партнёры».
Он считает, что подобное заявление сотрудника ФСБ — не что иное, как реакция его ведомства на серию «цветных» революций в СНГ.
«Те, кто организовывал революции ,очень хорошо и умело пользовались интернетом. Было создано много сайтов, вовремя вбрасывалась нужная информация, создавались интернет-СМИ, имеющие вид объективности», — говорит Ашманов. Противостоять этому в нашей стране еще только учатся. Во время событий в Киргизии в администрации президента появилось новое управление — по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами и регионами России, которое сразу же окрестили управлением по борьбе с «цветными» революциями. Его начальником стал Модест Колеров, ранее работавший главным редактором сайта Regnum.Ru, а некогда работавший и в проекте Polit.Ru.
«Я так думаю, что всем сказали: думайте, как не допустить оранжевую революцию. Вот они и стараются изо всех сил», — поделился своим мнением Игорь Ашманов.
Есть и другой аспект этого вопроса. Если с технической точки зрения ограничить интернет-СМИ сложно, то с экономической — проблемы не представляет. Крупные редакции работают в России, их бухгалтерия доступна, и живут они в подавляющем большинстве на средства от рекламы в сети. Пока представители ФСБ об этой стороне контроля не говорят, ограничиваясь словами о «динамических адресах». Как считает главный редактор MosNews.com Антон Носик, «весь вопрос о развитии бюрократии». «Они будут создавать специальные ведомства, увеличивать число чиновников. Главное, дать чиновникам полномочия, чтобы перед ними отчитывался весь бизнес. Обязать можно кого угодно. Вот теперь и до интернета добрались».