С утра в Мещанском суде продолжили обсуждать ходатайства, заявленные накануне адвокатами бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Напомним, в понедельник судейский состав для ускорения процесса решил поменять нормы уголовно-процессуального кодекса: теперь защита должна сначала представлять все свои ходатайства по эпизодам, а только потом все эти материалы должны обсуждаться. В первый день работы адвокаты представили подряд 42 ходатайства без рассмотрения их по существу, касающиеся эпизодов об уклонении от уплаты налогов в ЗАТО «Лесной».
Свои возражения государственный обвинитель высказал только сегодня утром.
«Ходатайства не могут быть удовлетворены, так как не имеют никакого значения для дела», — проговорил он привычную формулировку, правда, с поправкой, что эта позиция относилась теперь не к одному документу, а к нескольким десяткам.
По его мнению, документы не надлежаще оформлены и получены «не процессуальным путем». «Это неумелая попытка работников ЮКОСа доказать, что махинаций с векселями не было», — заключил прокурор Дмитрий Шохин. По версии обвинения, налоги, выплаченные векселями НК ЮКОС, нельзя выплачивать ценными бумагами, потому финансовые операции с векселями считаются незаконными.
Никаких более внятных аргументов, почему ответы на запросы адвокатов из разных инстанций, в том числе из администрации ЗАТО «Лесной», нельзя удовлетворять, прокурор не стал приводить. «В этом и есть недостатки массового рассмотрения ходатайств, когда не понятно, какому из документов адресовано возражение прокурора», — возмутился доводами прокурор адвокат Юрий Шмидт. Сторона защиты в очередной раз подчеркнула, что в ее полномочия не входит отслеживание того, как оформляются ответы на их запросы. «Я не процессуалист, но мне казалось, что мы вправе представлять доказательства, а не заверенные копии платежных поручений, потому что оригиналы изъяты прокуратурой. Если у обвинения есть документы, противоречащие нашим, пусть представит», — заявил Михаил Ходорковский. Его поддержал бывший глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев, заметивший, что если суд сомневается в достоверности копий и желает их сверить с оригиналами, находящимися у следователей, то у него есть возможность истребовать из прокуратуры эти документы.
«Бремя доказывания лежит на обвинении, и оно должно представить доказательства того, что векселя не были оплачены», — подытожил координатор защиты Генрих Падва.
Однако, несмотря на доводы адвокатов и подсудимых, суд отклонил 41 ходатайство с формулировками: «не надлежаще оформлен», «не имеет отношения к делу» и прочее. Относящимся к делу был сочтен только документ о внесении изменений в устав одной из компаний, расплачивающихся векселями НК ЮКОС. «Это, конечно, важный документ, но самый незначительный», — посетовал адвокат Игорь Михеев корреспонденту «Газеты.Ru».
Далее адвокаты огласили еще группу ходатайств, касающихся эпизода по растрате чужого имущества в особо крупном размере. По версии следователей, Михаил Ходорковский под видом вексельных операций в 1999–2000 годах перечислил со счетов подконтрольных ему компаний 2 649 906 620 рублей на счета компаний, подконтрольных бывшему главе ЗАО «Медиа-Мост» Владимиру Гусинскому. «В первую очередь эти документы выясняют, являлись эти сделки возмездными или безвозмездными. Мы хотим приобщить ряд этих материалов, чтобы опровергнуть версию следствия о безвозмездности операций», — пояснил Генрих Падва суду. В итоге суд приобщил к уголовному делу только заключение ИМНС о том, что Мост-банк, через который проходили денежные средства, не был ликвидирован.
Кроме этого эпизода, Генрих Падва сообщил суду, что по ряду эпизодов и статей в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не было возбуждено уголовных дел, хотя обвинение было предъявлено. А это означает, что расследование по этим статьям и эпизодам было незаконным, что является грубейшим нарушением УПК РФ.
«При таких обстоятельствах предварительное следствие по предъявленным обвинениям является нелегитимным, а полученные данные — не имеющими значения», — заявил адвокат. И потребовал исключить из дела документы, соответствующие ст. 160 ч. 2 («Хищение или растрата чужого имущества в особо крупном размере»), ст. 198 ч. 2 («Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды в особо крупном размере») и ст. 327 («Подделка документов»). Пока рассмотрение ходатайства об исключении этих материалов из дела судом отложено.
Следующее заседание по объединенному уголовному делу бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и бывшего генерального директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова состоится 9 февраля в Мещанском суде.