Что именно напавшие делали с обладателем гордого родового имени Хилал, прежде чем убить его, также неизвестно. Можно предположить, что делали они с ним многие плохие вещи, потому что, на их взгляд, так Хилалу и нужно.
Следует тут же объяснить, кто такой Хилал. Хилал – это джалул ризегат. Теперь, когда все стало понятно, можно добавить, что смерть Хилала по пути в Кабкабийю существеннейшим образом скажется на ситуации в самом большом государстве Африке, Судане.
В этой стране, разумеется, есть ряд проблем. Одной из таких проблем является Хилал и все его родственники, каковых очень много. Для начала у Хилала есть отец по имени Омар Хилал. У последнего есть брат по имени Муса Хилал, а у них обоих есть отец Хилал Муса. Во всей этой фамилии, наверное, не пришлось бы разбираться, если бы не то обстоятельство, что все эти Хилалы — шейхи самого влиятельного на западе Судана скотоводческого племени ризегат, подвид джалул.
Из всей компании самым интересным персонажем, бесспорно, является Муса Хилал, не путать с Хилалом Мусой. Если рассказывать историю всей его 44-летней жизни, где было три жены и три же тюремных срока за убийства и ограбление банка, потеряется самое главное. Главное состоит в том, что Муса Хилал по рождению вождь. От своего отца ему досталась власть над почти 300-тысячным народом, кочующим по суданской провинции Дарфур, где-то в районе горы Марра. В качестве вождя Муса встретил и 2003 год.
В этот год где-то в районе горы Марра начали происходить страшные вещи.
Дело в том, что там же, где и ризегат, давным-давно и в больших количествах проживают такие широко известные народности, как фур, масалит, загава, тунджур и кое-кто еще. К 2003 году эти народности поняли почти полную бесперспективность своего дальнейшего подчинения центральному правительству Судана. Полиция в Дарфуре не работала, деньги не выделялись, в хартумское правительство ни фур, ни загава, ни масалит не брали. Против центральной власти с оружием в руках выступили сразу две большие группировки: Суданская освободительная армия (для участия в переговорах она меняет название, убирая «армия», и добавляя «движение») и Движение за равенство и справедливость.
Так фур, загава и другие начали войну, вторую большую гражданскую войну в Судане. Национальная армия не только бомбила Дарфур, но и придумала куда лучший план. Сидевший за убийство Муса Хилал был извлечен из камеры и отправлен к своему народу в Дарфур. На основе его племени и некоторых других подобных было создано ополчение, на суданском арабском именуемое «джанджавид», что в вольном переводе «человек с ружьем на лошади». Люди Мусы действительно на лошадях, на верблюдах, отдельные представители на внедорожниках типа Toyota Land Cruiser. Со вступлением «джанджавид» в войну с обеих сторон началась самая настоящая бойня. Люди на лошадях выжигали деревни фур и деревни загава, убивали жителей и, говорят, сотнями насиловали женщин. В ответ фур и загава искали людей Мусы на безлюдных дорогах и тоже их убивали. Так они отыскали и племянника Мусы по дороге в деревню Кабкабийя.
Вообще-то, все, что происходило в Дарфуре с 2003 года, мир называет геноцидом, подразумевая умышленное истребление народностей фур, загава и масалит.
Правда, мир не всегда четко представляет, как геноцид происходит на местности. Для начала, не следует верить в то, что в Дарфуре воюют арабы-«джанджавид» с африканцами-фур. Друг от друга они отличаются малым. И те и другие местные, черные и мусульмане. На базарах африканцы фур молятся куда истовее и организованнее, чем арабы. Разница лишь в том, что в обыденной речи фур и прочие пользуются местными языками, тогда как ризегат, к примеру, арабским. Второй нюанс: не джанджавид начали войну. Еще с колониальных пор «арабы» в Дарфуре были более ущемлены, чем местные фур и загава. Власти не давали кочующим племенам ризегат права на территорию, так называемого «дара», в то время как у оседлых «африканцев» такие «дары» были. В итоге во время тяжелых засух в 80-х и 90-х годах кочующие «арабы» под руководством человека с гордым именем Хилал пытались гнать свои стада через земли оседлых «африканцев» и получили отпор. Так между ними возникла неприязнь.
Сейчас, правда, неприязнь достигла эпических размеров. Набранные из уголовников «люди с ружьем» выгнали из своих деревень тысячи оседлых, тысячи убили и ранили. В последнее время возникла надежда, что все это может и прекратиться. В Дарфур съездили Кофи Аннан и Колин Пауэлл, Хартум принял обязательство отобрать ружья у людей на лошадях. Три дня назад ООН одобрила проект доклада о ситуации в Дарфуре, где слово «геноцид» хотя и не встречается, но массовые преступления кочевников против гражданского населения все-таки признаются.
Самой важной помехой в мирном процессе, конечно же, является Муса Хилал, вождь «джанджавид». Он хоть и объявлен американским Госдепартаментом военным преступником, спокойно живет в Хартуме. Теперь относительное спокойствие в Судане закончится, потому что фур и загава на пути из Кутума в Кабкабийю убили любимого племянника Мусы.
Человеческий фактор в истории.