В своем заявлении адвокаты сообщили, что на приглашенных ими свидетелей оказывается давление со стороны Генеральной прокуратуры, а защита не готова «давать повод для применения к ним мер репрессивного характера».
Адвокат Владимир Краснов, огласивший заявление, заметил, что он и его коллеги рассчитывали пригласить несколько свидетелей. Но многие из тех, что согласились дать показания в суде, затем отказались. Более того, некоторые из лиц, которые должны были выступить в качестве свидетелей, находятся под следствием. По мнению защиты, гособвинители столь настойчиво требуют у суда обязать адвокатов предоставить список свидетелей не случайно. «Смысл подобных сведений — продолжить обработку свидетелей, способных дать полноценные показания», — заявил Краснов. «Это очень хорошо демонстрирует допрос юриста Марата Рахманкулова, который продолжался два дня, а вопросы прокурора выходили за рамки рассматриваемого здесь дела. Характер задаваемых вопросов явно дал понять, что против свидетеля тоже есть материалы», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» адвокат Константин Ривкин.
Адвокаты не хотят способствовать прокуратуре в получении доказательств по другим делам. «Мы приходим к выводу, что прокурор собирает доказательства для новых дел, — заметил Ривкин о дополнительных вопросах гособвинения. — В такой ситуации мы не можем ставить эксперименты над судьбами людей». Затем адвокат добавил:
«Хорошо, Рахманкулов — юрист, потому давал корректные ответы и не давал себя сбить. Но если попадется другой человек, то лично я не готов брать ответственность за то, что может случиться с ним за пределами суда».
Опасения небезосновательные: адвокаты не раз обращали внимание, что часть свидетелей со стороны обвинения привозилась на судебные заседания или прямо из Генеральной прокуратуры, или спустя несколько дней после допросов. Незаконные обыски проводились даже в кабинетах адвокатов. Так, сегодня защита бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева попыталась исключить из уголовного дела протокол обыска в кабинете Антона Дреля (в офисе адвокатского бюро «АЛМ Фельдманс»). Помимо того, что обыск не был санкционирован судом, как этого требует УПК РФ, в протоколе появилась непонятная папка с документами, которая не была найдена непосредственно в кабинете. «Исходя из протоколов очевидно, что обыск был проведен в полном соответствии с законом», — невозмутимо парировал прокурор Дмитрий Шохин. Несмотря на отсутствие необходимого разрешения для обыска, председательствующая Ирина Колесникова сочла ходатайство об исключении этого материала «преждевременным».
В дело не удалось включить ответ из редакции газеты «Ведомости» на запрос адвоката Константина Ривкина. В обвинительном заключении следователи генеральной прокуратуры заявили, что Платон Лебедев являлся руководителем компании Status Services Limited, расположенной на острове Мэн. Свои заявление они базировали на статье в «Ведомостях» от 6 ноября 2003 года. Но в ответе из редакции говорится, что у них нет и никогда не было документальных подтверждений тому, что Платон Лебедев являлся руководителем Status Services Limited и что компания подконтрольна МФО МЕНАТЕП, так что к своему выводу генпрокуратура пришла самостоятельно.
Несмотря на то что большую часть ходатайств суд отказывается удовлетворять, адвокатам после долгих споров со стороной обвинения и повторного запроса удалось пригласить в суд специалиста по налоговому законодательству Дениса Щекина.
Первый раз вопрос о специалисте адвокаты подняли еще в пятницу, но тогда прокурор и гражданский истец долго изучали текст ходатайства, а потом заявили, что рабочий день закончился. Сегодня утром суд отклонил просьбу адвокатов, потому что в первой половине дня специалист не смог явиться в суд.
Во второй половине дня, когда юристст явился в суд после приема экзаменов в МГУ, где он работает, Константин Ривкин еще раз изложил причины, по которым они вызывают Щекина в суд. С помощью специалиста адвокаты намерены защищать свою правовую позицию по вопросам налогообложения в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) «Лесной» Свердловской области. Напомним, Ходорковский и Лебедев обвиняются в том, что через подконтрольные им компании ООО «БИЗНЕС-ОЙЛ», ООО «Митра», ООО «Вальд-Ойл», ООО «Форест-Ойл» в 1999–2000 годах «совершили уклонение от уплаты налогов коммерческими организациями, занимающимися сбытом нефти и нефтепродуктов, а также мошенническим путем завладели бюджетными денежными средствами». На самом деле следователи генпрокуратуры по известным только им причинам отказываются признавать долг, выплаченный векселями НК ЮКОС, погашенным.
После повторного ходатайства гражданский истец и гособвинитель также полностью повторили свои доводы против приглашения специалиста. По их мнению, Денис Щекин находится в зависимости от подсудимых и «у них есть сведения, что это так». Отметим, что ничего более конкретного о «зависимости» прокурор сказать не смог. «ЮКОС заплатил миллионы долларов ему за нужные показания», — поделился информацией Шохин. В ответ Ривкин заверил, что в таком случае он попросит коллегу поделиться. Но больше всего прокурора возмущало, что у специалиста «есть уже сформировавшаяся позиция», и еще то, что специалист является адвокатом, а потому «возникает неравенство сторон».
«Я себя ловлю на мысли, что у наших оппонентов какой-то свой УПК для внутреннего пользования, — не удержался в ответ Ривкин. — И вообще, я по наивности полагал, что и у гражданского истца, и гособвинителя, и адвокатов уже сформулирована своя позиция. В чем тут упрек?»
В итоге суд удовлетворил ходатайство, и преподаватель финансового права юридического факультета МГУ, автор трех книг о налоговом законодательстве Денис Щекин начал отвечать на вопросы адвокатов. На вопрос, «имели ли юридические лица в 1999 году право осуществлять платежи в неденежной форме», специалист ответил утвердительно. «По закону закрытого административного территориального образования в бюджет зачислялись все налоги. Органы местного самоуправления самостоятельно решали этот вопрос», — объяснил он. Во время ответа Щекина Дмитрий Шохин сильно нервничал и периодически возмущался, что «специалист читает по шпаргалке, написанной неизвестно кем».
На этом суд приостановил слушания в связи с окончанием рабочего дня. Допрос Щекина по объединенному уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова продолжится в Мещанском суде 18 января.