В Мещанском суде 2 ноября прокурор Дмитрий Шохин завершил допрос своих свидетелей, и теперь настала очередь защиты предоставлять свои доказательства, поэтому адвокат Юрий Шмидт подвел некоторые итоги работы обвинения и рассказал о дальнейших планах стороны защиты. По мнению адвоката, за это время гособвинение практически не смогло подтвердить ничего из длинного обвинительного заключения.
Все дело основано на том, что некая группировка под руководством Михаила Ходорковского совершила преступные деяния, за которые должен отвечать именно их лидер. «Но за время суда так и не удалось установить состав этой группы», — рассказал адвокат на пресс-конференции в пресс-центре в защиту подсудимых. «Мало того что никто из свидетелей не подтвердил, что выполнял указания Ходорковского, но и просто их не получал», — сказал Шмидт. Помимо этого, далеко не все заявленные прокурором люди явились в суд. «Возможно, ничего хорошего для обвинения они сказать не могли — тогда их логика понятна», — считает один из защитников Ходорковского. Правда, «для вынесения обвинительного приговора нужна не логика, а доказательства», а вот этого у обвинения нет, подчеркнул Юрий Шмидт. В любом случае, даже если эта «группировка» гипотетически существовала, то все равно подтверждений тому, что в действиях этих людей содержался состав преступления, тоже нет.
В качестве примера адвокат привел несколько эпизодов из дела. Так, большая часть свидетелей, приглашенных прокурором, рассказывала о приватизационном конкурсе на 20% акций завода ОАО «Апатит», который выиграла АОЗТ «Волна», возглавляемое Андреем Крайновым. Между тем срок давности по этому делу истек еще в июле этого года, но тогда было решено все-таки рассмотреть этот эпизод. «Честно говоря, это был мартышкин труд», — признался Шмидт. Дело в том, что в любом случае в приговор не будет внесен этот пункт и никаких санкций, даже если будет признана вина подсудимых, не последует.
«Это была не самая удачна приватизационная сделка. После этого было много судов, которые закончились мировым договором», — пояснил ситуацию с «Апатитом» Шмидт.
Самые серьезные обвинения касаются уклонения от уплаты налогов (стст. 198 и 199 УК России). «Мы, как я считаю, легко можем доказать, что если имела место быть неуплата налогов, то никакой ответственности Ходорковский нести не может», — выразил точку зрения стороны защита Шмидт. Он пояснил, что речь идет о той части денег, которая была выплачена векселями, — из-за этого руководителя ЮКОСа обвиняют не только в неуплате налогов, но и их хищении, из-за чего бюджет понес существенный ущерб. «Если есть подобные нарушения, то ответственность за них должны нести налоговые органы, а не налогоплательщик», — сказал адвокат. Действительно, в Налоговом кодексе указано, что при оплате нельзя использовать ценные бумаги, но в тех случаях, которые входят в дело, платеж совершался подобным образом по специальным договоренностям с администрациями областей. «Никто не настаивал, чтобы они (руководители областей, где проводилась уплата налогов — «Газета.Ru») брали векселя, это было по их согласию. За это тогда должны отвечать те органы, которые принимали эти платежи», — объяснил Юрий Шмидт.
Шмидт особо подчеркнул, что оплата в таком виде принималась в течение многих лет, что были неоднократные проверки, «но никто не сказал, что это незаконно», а «сегодня говорят о злостном уклонении от налогов». «Это просто чушь», — искренне возмутился адвокат, добавив, что вообще это называется немного по-другому, чему литературный эквивалент он подобрать не может.
Такая же ситуация в том эпизоде, который касается непосредственно самого Михаила Ходорковского, в частности, его консалтинговой деятельности. Из-за необходимости давать консультации международным инвесторам, жалеющим вложиться в российские компании, подсудимый зарегистрировался как частный предприниматель. «В течение ряда лет также не было никаких претензий», а потом было решено, что средства, переведенные на счет Ходорковского, были зарплатой в компании ЮКОС.
Исходя из подобного рода обвинений защита намерена доказывать, что даже если нарушения были, то только административные, но никак не уголовные.
Адвокаты подсудимых начнут представлять свои доказательства 9 ноября. В каком порядке это будет происходить — защита еще не определилась. «Вполне возможно, что мы начнем работу с оглашения документов, возможно, с допроса свидетелей. Мы пока еще не решили», — рассказал Юрий Шмидт. Точное число свидетелей он тоже не стал называть, хотя после пресс-конференции заметил, что их точно будет меньше, чем у государственных обвинителей, — напомним, в зале суда свои показания дали 82 человека. Кстати, предположительно, защита будет требовать исключения ряда свидетельских показаний из числа доказательств. Помимо этого, будут оглашены документы, которые обвинение по каким-то причинам не сочло нужным предъявлять суду. Также адвокат предположил, что защита будет работать приблизительно чуть больше месяца.