Перед началом слушаний в среду зал суда проверили кинологи с собаками, обученными поиску взрывчатых веществ, были усилены наряды милиции на подступах к зданию. На предварительное заседание суда явились все четверо спецназовцев – Эдуард Ульман, Алексей Перелевский, Александр Калаганский и Владимир Воеводин, обвиняемых в расстреле мирных жителей Чечни. Истцами выступают пятеро жителей этой республики, родственники погибших, и их защитница Людмила Тихомирова. Известно, что обе стороны внесли в среду на рассмотрение суда большое количество ходатайств, но какие именно, представитель военного окружного суда Владимир Голованов рассказывать наотрез отказался, мотивировав тем, что процесс закрытый и никакой информации до вынесения приговора он лично предоставлять не будет.
Еще до начала заседания Эдуард Ульман заявил журналистам, что по-прежнему считает себя и своих сослуживцев невиновными, и выразил уверенность в том, что суд и в этот раз вынесет оправдательный вердикт.
Ульман рассказал, что после вынесения оправдательного приговора в мае этого года, освободившись из-под стражи, все обвиняемые продолжают нести военную службу.
«После освобождения из зала суда мы добросовестно исполняли возложенные на нас обязанности в части спецназа под Улан-Удэ», — поделился капитан Ульман, передает агентство «Интерфакс». И добавил, что за это время Александр Калаганский даже успел продвинуться по службе и получить очередное воинское звание – капитан. Подсудимые спецназовцы надеются, что подобные факты окажут благоприятное впечатление на присяжных.
Ранее другой состав присяжных, рассматривающий «дело Ульмана», вынес оправдательный вердикт, признав их невиновными на том основании, что военнослужащие действовали в рамках предоставленных им полномочий. Вердикт Северо-Кавказского окружного военного суда от 11 мая это года звучал так: «Процессуальные издержки в размере 898 тысяч рублей должны быть компенсированы из государственного бюджета, а исковые заявления родственников погибших оставить без рассмотрения». После этого спецназовцы подали иск к Министерству обороны России с просьбой восстановить их на службе и компенсировать моральный и материальный ущерб. В свою очередь, родственники погибших подали кассационную жалобу в Военную коллегию Верховного суда России, которая 26 августа отменила оправдательный приговор, посчитав, что вердикт был вынесен незаконным составом суда присяжных.
Дело было отправлено на новое рассмотрение, третье по счету. Рассматривать его должен совершенно новый состав присяжных заседателей. Пройдет процесс под председательством судьи Станислава Жидкова.
Первый раз судебное разбирательство было признано недействительным судьей Александром Каргиным 20 января 2004 года по причине неправильно сформированной коллегии присяжных («Газета.Ru» подробно писала о ходе того процесса). После этого заседания начались заново, и 29 апреля этого года присяжные вынесли оправдательное решение, которое и было оглашено в мае.
Напомним, четверо военнослужащих войсковой части 87341 капитан Эдуард Ульман, тогда еще лейтенант, а теперь капитан Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский обвиняются по статьям «Убийство» и «Превышение должностных полномочий». Согласно материалам уголовного дела, 11 января 2002 года в Шатойском районе Чечни группа военнослужащих из состава спецназа ГРУ под командованием Ульмана находилась в разведке в рамках операции по поимке или уничтожению полевого командира Хаттаба и его сторонников. Предположительно, боевики должны были передвигаться на автомобилях УАЗ или «Нива». Когда на трассе появился УАЗ-3151, спецназовцы приказали машине остановиться. Но водитель автомобиля на приказ не отреагировал, наоборот, увеличил скорость. Тогда спецназовцы открыли стрельбу. Автомобиль остановился после того, как у него были пробиты колеса. В результате этого обстрела один человек был убит и один ранен. Всего в машине оказалось шесть человек, жителей близлежащего села. Спецназовцы оказали раненым первую медицинскую помощь, параллельно связавшись с руководителем операции Алексеем Перелевским, запросив у того информацию о своих дальнейших действиях. Перелевский, по версии обвиняемых, отдал приказ убить всех оставшихся в живых чеченцев, что группа Ульмана и сделала. А через несколько дней все ее участники были арестованы по обвинению в превышении полномочий – родственники погибших нашли их сожженные тела в машине и смогли доказать, что сделали это бойцы спецназа ГРУ.