Работа над новой редакцией закона уже почти завершена, и, возможно, он будет внесен в Думу еще до нового года. Изначально существовало два варианта законопроекта: один из них готовил Индустриальный комитет из руководителей СМИ под руководством советника президента Михаила Лесина, другой – секретарь Союза журналистов Михаил Федотов. В итоге основу закона составит лесинский вариант.
Как рассказал заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, законопроект в его нынешнем виде состоит из четырех основных блоков. В первый блок статей входят общие положения, включая свободу массовой информации и недопустимость цензуры.
Во второй – положения, касающиеся создания СМИ и средств массовых коммуникаций. «Здесь для нас вопрос о собственнике представляется центральным. К такому выводу мы пришли по итогам встреч с руководителями СМИ», — сказал Надиров. К третьему блоку вопросов Надиров отнес положения о регистрации и лицензировании СМИ. При этом он считает необходимым устранить возможность, когда лицензию получает одно лицо, но затем перепродает ее другому без уведомления об этом федеральной конкурсной комиссии (прибыль от такой продажи в десять раз превышает затраты на получение лицензии по конкурсу). К четвертому блоку положений закона замминистра отнес деятельность СМИ, права и ответственность журналистов. Но все, что сейчас прописано в законе, может измениться. Леонид Надиров, например, остановившись на понятии «скрытая запись», сказал следующее: «В проекте такое понятие пока есть, но появится ли оно в законе, я сомневаюсь, поскольку скрытая запись противоречит многим нормам права, в том числе международным».
В новом законе разграничиваются полномочия владельца, издателя / вещателя и главного редактора (последнего вообще не было в прежнем законе). Всю ответственность за содержание СМИ несет издатель, если, конечно, владелец не осуществляет его функции. Но при этом другой пункт гласит, что заключение договора с издателем не освобождает владельца от ответственности. То есть, с одной стороны, прописывается, как владелец может избавиться от ответственности, с другой — становится очевидным, что он все равно не освобождается.
К тому же проект очень серьезно ограничивает иностранный капитал в области участия в СМИ. То есть норма в отношении телевидения, которая появилась во время борьбы с Гусинским, останется.
Один из немногих реверансов в сторону либерализма, право журналиста сохранять конфиденциальность источников информации и обнародовать их только по решению суда, в законе пока сохраняется.
В течение года со дня вступления в силу закона должна произойти перерегистрация СМИ. То есть всему огромному количеству зарегистрированных за все годы СМИ неизвестно зачем придется заново регистрироваться в Министерстве культуры и массовых коммуникаций. Зато срок вещательной лицензии будет увеличен до десяти лет – несомненный плюс для крупных каналов (правда, лицензию в любой момент власти смогут отозвать).
Собравшиеся в среду сенаторы требовали ужесточить и эти нормы ответственности СМИ и ввести вообще ежегодное подтверждение регистрации. А полномочный представитель президента РФ в Совете федерации Александр Котенков выступил за введение нормативной цензуры.
«Мы должны предусмотреть в законе цензуру не ведомственную, а нормативную. Мы должны четко указать, что нельзя публиковать в СМИ, – заявил Котенков. — Тогда цензуру будет осуществлять не какое-то ведомство, а граждане и суд».
Что касается интернета, то заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев заявил на заседании, что он не должен быть отнесен к СМИ. Он сравнил личные сайты в интернете со школьной стенгазетой и сказал, что нерентабельно признавать ее средством массовой информации. Милованцев сослался на то, что ни в одной стране мира интернет не признается СМИ. «Иначе сайты в интернете будут регистрироваться не за 20 долларов, как сейчас, а в десять раз дороже, так как для их регистрации понадобиться лицензирование», — отметил он.
Дмитрий Мезенцев, вице-спикер Совета федерации, курирующий информационную политику, считает, что новый закон должен «проработать хотя бы три-пять лет». Если же затем и появятся поправки, то «только те, которых потребует развитие отрасли, связанные, например, с возникновением неведомого прежде типа СМИ». Так, по его словам, произошло с интернет-изданиями, которых в начале 90-х годов, когда готовился нынешний закон, просто еще не существовало. Теперь же, по словам Мезенцева, им будет посвящен «целый раздел, носящий правоустанавливающий, а не какой-либо репрессивный характер».
В итоге на заседании комитета было принято решение, что в следующий раз комиссия соберется в расширенном составе в декабре, чтобы вновь обсудить готовящийся законопроект.