В пятницу на заседании Мещанского суда экс-глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский решил сделать заявление, в котором рассказал о том, как ведется бизнес в России и мире и насколько наличие подставных фирм является преступлением. По словам Ходорковского, существование фирм с номинальными директорами является обычной деловой практикой и не противоречит законодательству.
Ходорковский сослался на сообщения СМИ о том, что в России насчитывается около 3 млн фирм с номинальными директорами.
«На последнем аукционе по продаже пакета акций «ЛУКойла» победила фирма ConocoPhillips, которую представляла офшорная фирма с номинальным директором (Springtime Holdings Limited. — «Газета.Ru»), — заявил Ходорковский.
— Таким образом, все, что сейчас обсуждается на судебном заседании о фирмах с номинальными директорами, является обычной деловой практикой, — заявил Ходорковский.
Его выступление стало своеобразным ответом на целую череду представленных обвинением свидетелей – генеральных директоров фирм, которые не только ничем не занимались, но и вообще не разбирались в финансовой деятельности и лишь подписывали бумаги.
Наиболее красочно выступили недавно свидетели из Калмыкии. Двое генеральных директоров до того, как занять столь высокую должность, окончили лишь среднюю школу, а один из них даже не знал, как пользоваться мобильным телефоном.
Дело в том, что в Калмыкии в 90-х годах распространялись налоговые льготы на фирмы, которые возглавляли калмыки, что породило громадное количество номинальных директоров. По свидетельству одного из них, в Элисте чуть ли не полгорода работали директорами чего-нибудь.
А в четверг на слушаниях выступил еще один свидетель обвинения — Сергей Варкентин. Он рассказал, что работал дворником в Кирове, когда бывший работник угрозыска Георгий Потапов предложил ему возглавить фирму «Инвестпроект». Ему регулярно приносили бухгалтерские документы, которые он подписывал не глядя.
Как в пятницу рассказал «Газете.Ru» адвокат Константин Ривкин, на показания дворника особого внимания обращать не стоит. В 1997 году Варкентин был привлечен к уголовной ответственности за совершение развратных действий в отношении малолетних, также он стоял на учете в психневрологическом диспансере с заболеванием «олигофрения степени дебильности».
По словам адвоката, своим сегодняшним заявлением Ходорковский хотел разъяснить, что в создании номинальных фирм нет ничего криминального и это в мире практикуется до сих пор. «По версии прокуратуры, эти структуры, которые возглавляют такие директора, используются как «орудия преступления». Это проходит красной нитью во всем обвинительном заключении», — сказал Ривкин. По его мнению, прокуратура, доказывая наличие этих фирм, напрасно тратит время.
— Гособвинение занимается не доказательством наличия преступных действий в том, что совершили конкретные лица, а созданием некого фона. – сказал Ривкин. — Например, пришел господин Варкентин, который перед этим, видимо, упал в лужу. На лице у него написано, что он из себя представляет. По существу, он ничего не сказал, но сам факт его явления создает такой ореол.
Как предположил адвокат, бедному Варкентину и в страшном сне не снилось, что когда-нибудь ему в суде будет отвечать бизнесмен и политик Ходорковский. «Не менее пикантная ситуация была, когда обвинение вытащило на свет божий курьера фирмы и пытались у него выяснить, не стоял ли банк МЕНАТЕП за спиной у тех структур, в интересах которых он носил эти бумажки. Это все смешно, но по-хорошему это грустно», — сказал защитник.