Расходы российского бюджета на национальную оборону составят в 2005 году 528 млрд 83 млн 400 тыс. рублей. Согласно обнародованному проекту, из них 383 млрд 43 млн 700 тыс. рублей пойдет на расходы Вооруженных сил, 81 млрд 176 млн – на прикладные научные исследования в оборонной сфере, 8 млрд 600 млн – на ядерно-оружейный комплекс, 6 млрд 231 млн – на реализацию международных обязательств в сфере ВТС. Кроме того, отдельными статьями идут расходы на мобилизационную подготовку (1,895 млрд), мобилизационную подготовку экономики (3,5 млрд) и на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности (61,1 млн).
По сравнению с текущим годом военный бюджет вырастет на 27,6%.
На 2004 год правительство заложило 411 млрд на оборону, причем на ВС (самая большая статья расходов) планировалось потратить сумму, большую, чем в нынешнем проекте, — 389 млрд. По оценкам экспертов «Газеты.Ru», самый большой прирост произошел в области НИОКР. Если в 2004 году расходы на НИОКР по линии Минобороны составляли 51 млрд, то в 2005 году они увеличатся почти на 40%. То есть именно они и составят основной прирост оборонных расходов.
«Газета.Ru» попросила прокомментировать планы российского правительства одного из ведущих экспертов в области военного планирования главу московского представительства Центра оборонной информации (американская исследовательская организация) Ивана Сафранчука.
— Как вы считаете, с чем связано столь гигантское увеличение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в оборонной сфере?
— В принципе, российский военный бюджет стабильно растет с 1999 года. Тогда строка «национальная оборона» (это примерно 80% всех военных расходов) составила 93 млрд. Особенно военные расходы выросли в 2000 году в связи с тем, что появились допдоходы от экспорта нефти. Все эти годы весь прирост оборонного бюджета шел на текущее содержание, потом больше стали тратить на боевую подготовку, но по-прежнему очень мало средств направляли на закупку вооружений и на НИОКР, то есть на безопасность завтрашнего дня.
А сейчас, судя по всему, инвестиции пойдут не только в обмундирование, продовольствие и зарплаты, но и в завтрашний день.
Другое дело, что НИОКР бывают разные: на военно-морские силы, на ядерный потенциал. И целесообразность распределения средств в военном бюджете остается исключительно на совести военных профессионалов из Минобороны и примерно 30 депутатов, которые допущены к секретным статьям. Это, с моей точки зрения, неправильно. 50 голов хорошо, а сто лучше.
— Но это ведь секретные материалы…
— Например, в американском бюджете раскрыты не только интегральные показатели – на что пойдет та или иная часть средств. Там раскрыты конкретные программы – на ПРО ТВД (театра военных действий. – «Газета.Ru»), на национальную ПРО, на конкретный самолет. Российские военные обычно объясняют депутатам: «Ну, вы же непрофессионалы, ничего не понимаете». Но ведь американские законодатели такие же непрофессионалы, но, тем не менее, они в обсуждении участвуют. Есть дилемма. С одной стороны, секретность дает военным фору перед потенциальным противником, а с другой – снижает качество принимаемых решений.
— Может ли оказаться так, что эта прибавка в военном бюджете пойдет в основном на ракетное перевооружение и усиление российских позиций в области стратегических вооружений? То есть фактически на подогревание нового витка гонки ядерных вооружений в связи с реализацией США планов по созданию национальной ПРО?
— Это как раз вряд ли, потому что пик расходов на ядерно-ракетное вооружение пришелся на времена министра Сергеева (министр обороны Игорь Сергеев. – «Газета.Ru»), который сам был ракетчиком и очень много сил вкладывал в программу «Тополь». Там уже нужно не столько НИОКРами заниматься, сколько серийные образцы покупать.
— Как вы думаете, стоит ожидать такого же значительного увеличения военного бюджета в следующем году?
— Тут можно вспомнить 2000 год. Он был очень удачным в том смысле, что у правительства было много незапланированных расходов. Тогда сначала приняли скромненький бюджет – 140 млрд, а потом специальным законом нарастили расходы до 209 млрд. Потом в 2001, 2002 годах расходы росли, но не так быстро. Я думаю, что в 2006 году будет примерно так же. Рост будет, но меньшими темпами.