Сегодня президент Владимир Путин двумя указами закончил административную реформу МИДа, о которой он сам сообщил 12 июля этого года на встрече с российскими послами. Уже тогда, как подробно рассказывала «Газета.Ru», президент подписал положение о министерстве иностранных дел, согласно которому с 12 до шести сокращалось число замов министра (из них только один первый вместо трех таковых прежде) и вводился новаторский для российской дипломатии пост генерального директора министерства.
Никаких назначений на руководящие посты МИДа в тот момент президент не сделал, отложив это до сегодняшнего дня.
Сегодня пресс-служба главы государства сообщила, что указами президента первым замом Сергея Лаврова назначен Валерий Лощинин, обычными заместителями — Александр Алексеев, Сергей Кисляк, Сергей Разов, Владимир Чижов, Александр Салтанов, а гендиректором – Доку Завгаев. Другим указом президент уволил двух бывших замов министра – Элеонору Митрофанову и Анатолия Сафонова.
Большая часть содержания этих указов не имеет никакой сенсационности, потому что утечки о сокращении тех или иных дипломатических управленцев в ведомстве на Смоленской площади ходили уже давно. Еще 12 июля «Газета.Ru» сообщала, что такие замы Лаврова, как Трубников и Митрофанова, скорее всего, лишатся своих постов по сокращению (у Трубникова к тому же и пенсионный возраст, за наступлением которого в МИДе сейчас следят пристальнее прежнего). Почти так и случилось. Митрофанова, как сказано в сегодняшнем указе, уволена в связи с переходом на другую работу, а Трубников совсем недавно получил ответственное назначение – послом в Индию. В число наиболее вероятных отставников также попал чеченский политик-дипломат Доку Завгаев (кресла зама он и лишился, поменяв его, правда, на директорское) и нефтяник-дипломат Виктор Калюжный, каспийская тема которого будет понижена рангом до уровня министерской комиссии.
Тот факт, что в число шести новых замов не попал Алексей Федотов, возможно, тоже неудивительно. С именем этого человека пресса связывала прошлогодние нападки на русскоязычное население в Туркмении. Дело в том, что Федотов возглавлял специальную комиссию по этому вопросу, но окончательного решения проблемы так и не добился.
Впрочем, в чехарде замов есть два важных обстоятельства.
Во-первых, источники «Газеты.Ru» в ведомстве утверждали, что в случае отставки Трубникова (кадровый сотрудник КГБ-СВР, много лет проработавший в заграничной резидентуре), в числе приближенных к министру Лаврову должен остаться другой зам с кэгэбэшным прошлым – Анатолий Сафонов. Однако генерал-полковник сегодня остался не у дел.
Во-вторых, в число замов Лаврова вошел один новый человек. Это человек с незапоминающимся именем Александр Алексеев (Разов, Чижов, Кисляк, Салтанов и Лощинин были замами и прежде). Он карьерный дипломат со специализацией по странам Южной Азии, долго работавший в Индии. Наиболее ответственную должность он занимал с 2001 года, когда представлял интересы России при ОБСЕ.
Наконец, самая увлекательная часть сегодняшних назначений – это номинация Доку Завгаева на место первого в истории генерального секретаря российского МИДа. Есть предположение, что он же станет и последним гендиректором.
Здесь есть некоторая коллизия. Дело в том, что в июле, когда Путин впервые сообщил общественности о введении этого поста, положение о гендиректоре еще не было проработано. По большому счету, такого положения нет и сейчас, зато человек уже есть. В июле многие наблюдатели высказали предположение, что российский гендиректор МИДа будет сравним по значимости с постоянными секретарями МИДа в некоторых других странах, то есть фактически будет курировать всю текущую дипработу при министре, который будет являться политической фигурой.
После новостей о Завгаеве у наблюдателей другая точка зрения. Вообще трудовой путь этого политика не свидетельствует о том, что на него будут возложены обязанности по управлению дипломатической работой. Бывший ставленник Москвы в Чечне после победы боевиков был отправлен в дипломатическую ссылку – послом в Танзанию. Только в феврале этого года его вернули, причем с повышением. Завгаев получил должность зама Игоря Иванова со специализацией в вопросах материально-технического обеспечения министерства. Завгаев, к примеру, занимался весьма трудоемкой, но публично незаметной работой по оценке заграничной собственности России.
Как считают эксперты, опрошенные сегодня «Газетой.Ru», на месте гендиректора Завгаев будет тем же завхозом.
Председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев:
— Доку Гапурович последние месяцы работал замминистра и курировал тот же блок вопросов, что ему предстоит в должности гендиректора. Это вопросы хозяйственно-финансового обеспечения МИДа. При этом статус Завгаева приравнивается к должности замминистра. При всем уважении к чеченскому народу считаю, что Доку Гапурович назначен на эту должность, равно как и на предыдущую, не в силу своих национальных особенностей, а в силу профессиональных качеств, которые подтвердились и во времена его работы послом.
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:
--Для того чтобы понять, чем будет заниматься гендиректор МИДа и каков будет его вес и роль в министерстве, надо взглянуть на должностную инструкцию. Я думаю, что должность придумали под конкретного человека: это и реверанс в сторону чеченцев, и, может, дань уважения самому Завгаеву. Мне кажется, что должность так же незаметно будет упразднена с уходом должностного лица, как незаметно появилась.
Хотя с другой стороны, если он будет заниматься распределением министерских дач и машин, влияние если не на международную политику, то на внутримидовскую ситуацию у него будет огромным.
Что касается реверанса чеченскому народу, наверное, он действительно имеет место. Совсем недавно «Газета.Ru» рассказывала о том, что другой чеченский деятель Абул-Хаким Султыгов получил пост помощника министра иностранных дел. Назначение было очень показательным: бывшему уполномоченному по правам человека в Чечне, самому чеченцу и мусульманину доверили представлять Россию в Организации исламская конференция, критикующей Москву за чеченскую политику. Тот же прием может сработать и с Завгаевым: как кто-то будет говорить, что Россия преследует чеченцев, если гендиректором российского МИДа работает чеченец.