Тренером по функциональной подготовке мужской сборной России по биатлону был назначен известный лыжный специалист Николай Лопухов. Он поделился мыслями, почему российские биатлонисты значительно уступают соперникам в коньковом ходе.
«Мой путь в сборную России по биатлону во многом схожа с той тропой, которой я пришел в лыжные гонки, — сказал Лопухов агентству «Весь спорт». — Переехав в 1977 году в подмосковное Одинцово, я собрал группу девочек и начал с ними работать. Через семь лет в моей группе подросли такие спортсменки как Лариса Лазутина, Любовь Егорова, Нина Гаврылюк, Светлана Нагейкина… С этим поколением я и пришел в сборную СССР. С тех пор в моей тренерской карьере случались удачи и неудачи, но так или иначе, я работал в лыжных гонках на уровне национальных сборных. Поворот в карьере произошел в 2007 году, когда президент Федерации биатлона Москвы Владимир Малин пригласил меня поработать с экспериментальной группой «Сочи-2014». В середине 90-х годов биатлонисты уже набирали экспериментальную группу лыжниц, и из нее вышло несколько ярких спортсменок. Аналогичная задача ставилась и теперь. Сейчас из группы, с которой я работал, в сборные России различных возрастов поднялись восемь человек, в том числе — Лапшин, Дюжев, Чернышов, Цветков, Абрамова, Назарова. Почему далеко не у всех способных лыжников получается показывать хорошие результаты в биатлоне? Одну или две причины назвать сложно. Но вот с чем мне чаще всего приходилось сталкиваться за три минувших сезона: лыжники начинают резко сбрасывать ход, гоняясь за точно стрельбой. Это чаще всего отчего-то происходит на второй год. Лыжник начинает чувствовать, что слишком много теряет из-за промахов на рубеже — и начинает непроизвольно сбрасывать скорость. Как раз в этот момент он и теряет то, ради чего его и решили попробовать себя в биатлоне и начинает бежать средне. Кто в состоянии перешагнуть этот рубеж, не снизить скорость слишком заметно — имеет шанс стать хорошим спортсменом».
«У наших проблем в коньковом ходе социальные, если можно так сказать, корни, — продолжил Лопухов. — К коньковому ходу ведь стоит приучаться с детства. В Европе и Америке дети привыкают к нему, катаясь на горных лыжах. А у нас это на регулярной основе до сих пор доступно немногим. Когда дети подрастают и начинают всерьез гонять на беговых лыжах, было бы очень кстати – чтобы это происходило на хорошо подготовленных, жестких трассах. Много у нас в России трасс и стадионов, где дети и подростки могли бы регулярно кататься по жесткой трассе? Всего ничего. Лыжню нарезать мы еще можем, а комплексов, где бы ретрак регулярно работал на трассе — совсем немного, а специалистов, которые могли бы коньковых ход поставить — и того меньше. Как итог, коньковому ходу наши лыжники всерьез начинают учиться лишь на уровне юниорской сборной».