Союз биатлонистов России (СБР) выступает против смены гражданства российскими спортсменами, заявил исполнительный директор СБР Сергей Кущенко.
«Мы не соглашаемся на переходы спортсменов элитного уровня ни при каких обстоятельствах, — сказал Кущенко. — Это касается и уже поступивших просьб о переходе (Наталья Бурдыга в сборную Украины и Александр Бабчин в Белоруссию) и предстоящих, если, конечно, таковые будут».
Кущенко добавил, что «согласно конституции IBU (Международного союза биатлонистов), спортсмен, участвовавший в международных соревнованиях за сборную страны, имеет право сменить спортивное гражданство только спустя два года».
«Случаи у Бурдыги и Бабчина как раз такие. Наталья еще в прошлом сезоне бегала за нас на этапах Кубка IBU, а Бабчин отметился на летнем этапе Кубка IBU, так что здесь никаких вариантов быть не может — мы не дадим согласия на переход этих спортсменов», — подчеркнул он.
По словам исполнительного директора СБР, переходы спортсменов регламентирует статья 2.5 конституции IBU («национальность атлетов»).
«Это единственный документ, который может защищать нашу страну от оттока талантливых спортсменов. К сожалению, раньше переходы биатлонистов зачастую совершались с обоюдного согласия стран, поэтому мы имеем сейчас такую неприятную статистику результатов от бывших русских в биатлоне», — заметил он.
Кущенко пояснил, что после того как спортсмен представлял одну страну на Олимпийских играх, континентальных или региональных играх, а также на мировых или континентальных чемпионатах под эгидой IBU, то «он не может представлять другую страну, даже если он сменил гражданство или приобрел новое, в течение двух лет, прошедших с момента его последнего выступления за прежнюю страну».
«В случае согласия заинтересованных федераций — членов IBU — этот срок может быть сокращен или даже отменен исполкомом IBU, который будет принимать во внимание обстоятельства каждого дела в отдельности», — сказал Кущенко.
Под этот «карантин» на сегодняшний день попадает 27-летняя спортсменка, представлявшая еще в прошлом сезоне сборную России на этапах Кубка IBU, Бурдыга, которая хочет выступать за сборную Украины. Что касается Бабчина, то если он все-таки примет решение войти в состав сборной Белоруссии, ему предстоит провести также два года без соревнований.
«Мы уважаем право на труд, но при этом понимаем, что спортсмены бегут от сильнейшей конкуренции, которая сейчас есть в российском биатлоне. Спортсмены принимают предложения, а зачастую и сами ищут варианты перехода, потому что на сегодняшний день в России в разы более мощная конкуренция, чем на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Получается, что мы страдаем от собственной силы», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Кущенко.
Особенно сложно, по мнению исполнительного директора СБР, будет удержать в сборной России молодых спортсменов.
«Если «заигранную» за сборную России элиту еще как-то можно удержать двухлетним карантином, то для молодых спортсменов смена гражданства - весьма удобный путь к комфортному и обеспеченному существованию в национальной команде другой страны. Тем более что биатлонистов, не попадающих в поле зрения тренеров сборной, юридически удержать невозможно. Петербуржская биатлонистка Надежда Писарева самостоятельно договорилась с федерацией Белоруссии и намерена сменить гражданство», — рассказал Кущенко.
Переход Писаревой в сборную Белоруссии собеседник агентства назвал «безмолвным».
«СБР не уведомили ни личный тренер спортсменки, ни региональная федерация. Получилось, что у нас ее просто из-под носа увели. А ведь она была уже в расширенном списке национальных команд, значит, под особым наблюдением тренеров и региона. Но, к сожалению, не все сейчас на местах способны быстро реагировать на проблему. Мы работаем с регионами, ищем людей, но пока случаются такие неприятные истории, не можем сказать, что все федерации полностью контролируют ситуацию в своем регионе», — заключил Кущенко.