Подполковник управления собственной безопасности (УСБ) ГУВД Санкт-Петербурга покончил с собой из-за проблем в личной жизни, сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах. Тело милиционера с огнестрельным ранением головы нашли в среду, 18 августа, в его квартире на улице Нахимова на Васильевском острове. Труп обнаружили милиционеры вневедомственной охраны: дверь в квартиру была открыта.
Медэксперты считают, что 40-летний офицер застрелился из собственного охотничьего карабина «Сайга», который обнаружили рядом с телом. При этом никаких предсмертных записок погибший не оставил. «Скорее всего, причиной стала неустроенная личная жизнь, — сказал источник. — Он был в разводе с женой и жил один». Сотрудники петербургского управления СКП ведут проверку.
Подполковник служил в УСБ ГУВД, занимая должность старшего оперуполномоченного. По службе офицер характеризовался положительно. Коллеги погибшего отмечают, что в УСБ попадают «самые опытные и проверенные милиционеры».
За последние годы в Петербурге произошло множество самоубийств сотрудников правоохранительных органов. По статистике МВД 50–60% всех самоубийств сотрудников связаны с лично-семейными конфликтами.
Так, в декабре 2007 года питерской прессе стало известно о трех суицидах. Из табельного пистолета в собственном кабинете застрелился 30-летний заместитель начальника 54-го отдела милиции по оперативной работе. Затем в своей квартире покончил с жизнью старший лейтенант из Красносельского РУВД. Позже в лесу возле Волхова (Ленинградская область) нашли труп милиционера Волховского ОВД: он убил себя из охотничьего карабина.
В январе 2008 года в городе Лодейное Поле (Ленинградская область) повесился у себя дома заместитель начальника местного УВД. Тогда же после попытки суицида скончалась в больнице инспектор по делам несовершеннолетних Центрального РУВД. В апреле 2008 года в рабочем кабинете застрелился 24-летний заместитель начальника 34-го отдела милиции Приморского РУВД. В июне 37-летний капитан 68-го отдела милиции повесился в съемной квартире.
В феврале 2009 года в служебном помещении застрелился старший дознаватель Красносельского РУВД, 26-летний капитан милиции. А 7 ноября покончил с собой высокопоставленный сотрудник Северо-Западного УВД на транспорте (СЗУВДТ) полковник Николай Сергеев. Он застрелился из наградного пистолета на Большеохтинском кладбище, куда приехал ночью, чтобы посетить могилу друга.
Как правило, руководителей милицейских подразделений, чьи подчиненные покончили с собой, впоследствии дисциплинарно наказывают «за упущения в работе по профилактике суицидальных происшествий». Однако этих мер явно недостаточно, и в прошлом году психологам пришлось разработать «Памятку для руководителей подразделений ГУВД по профилактике чрезвычайных происшествий с личным составом».
Как сказано в этой инструкции, появление милиционера с петлей из брючного ремня, телефонного провода, веревки и т. п. на шее должно насторожить руководство. Это считается косвенным признаком того, что сотрудник готовится к суициду. Кроме того, признаками близкого самоубийства считается игра с табельным оружием, в частности, приставление пистолета к виску или сердцу, а также высказывания вроде «ненавижу жизнь», «они пожалеют, что это сделали», «никому я не нужен», «не могу это вынести». Кроме того, руководителям следует задуматься, если милиционер собирает какие-то таблетки и ядовитые вещества; замкнут, жалуется на недомогание и сонливость; неожиданно чересчур активен или, наоборот, пассивен; излишне рискует; перестал следить за внешним видом; неожиданно стал раздавать коллегам свои вещи или деньги. Особое внимание руководителям следует уделить сотрудникам, которым от 17 до 24 лет и от 40 до 50. Этот возраст считается пиком милицейской «суицидальности».