Представители Движения в защиту Химкинского леса были приглашены в Загреб (Хорватия), где Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) проводил встречу с общественными организациями. Подобные встречи с активистами ЕБРР организует раз в год с целью выяснения возможных экологических и социальных последствий финансируемых банком проектов.
Как рассказала «Газете.Ru» лидер движения Евгения Чирикова, ситуация с проектом трассы Москва - Санкт-Петербург обсуждалась трижды: на транспортной секции, на встрече с советом директоров и на встрече с президентом банка. Чирикова донесла до банкиров мнение российских экологов о проблемах проектов платных трасс Москва - Санкт-Петербург и ЦКАД, передала дирекции банка письмо в поддержку химкинских активистов от «Гринпис», а также обсудила с президентом ЕБРР Томасом Мироу альтернативные варианты прокладки трассы Москва - Санкт-Петербург (в обход леса).
«В своем докладе я подчеркнула, что сама идея строительства федеральной трассы правильная, и представители гражданского общества всегда приветствуют привлечение инвестиций в проекты, дающие возможность развитию России, — рассказала Чирикова. — Но данный проект реализуется таким образом, что все его плюсы перекрываются целым рядом экологических и социальных проблем, а также коррупционной составляющей, на которую уже обратила внимание международная организация по контролю за банками Bankwatch».
Чирикова попросила Мироу обратиться в российское правительство с просьбой пересмотреть проект трассы Москва-Санкт-Петербург, предупредив, что ЕБРР примет участие в проекте, только если маршрут трассы будет реально экологически и социально безопасен. В ответ президент банка поблагодарил за предоставленную информацию, сообщил, что пока ЕБРР не принял решения о финансировании проекта, и пообещал внимательно изучить экологически безопасные альтернативы».
Напомним, соглашение о финансировании отрезка трассы с 15 км по 29 км, проходящего через Химкинский лесопарк, в конце апреля было подписано ООО «Северо-Западная концессионная компания» с российскими Сбербанком и Внешэкономбанком. Получить средства для строительства участка дороги, проходящего по Солнечногорскому району Московской области (с 29 км по 58 км) российские власти рассчитывают от ЕБРР. Судьба остальной, большей части дороги пока неизвестна. По мнению противников проекта, он был задуман для того, чтобы начав строительство трассы, «освоить» подмосковные леса и на этом успокоиться.