Незрячий житель Калининградской области Руслан Алексеев выиграл суд у Фонда социального страхования (ФСС) России, отказавшего компенсировать покупку IT-техники для инвалидов.
31-летний Алексеев потерял зрение в 17 лет, когда в его руках взорвался электродетонатор, найденный на улице в городе Советске. Многочисленные операции на глазах не восстановили зрение. Мужчина может различать свет только одним глазом.
По программе реабилитации, разработанной в школе для слабовидящих Санкт-Петербурга, Алексеев имел право за счет государства бесплатно получить специальное устройство, читающее «говорящие книги». Связавшись с калининградским управлением ФСС России, Алексеев выяснил, что по закону это устройство может купить самостоятельно, а затем соцстрах компенсирует стоимость.
Алексеев, получающий пенсию в размере 6 тысяч рублей, вложил все свои средства в технику, купив за 9670 рублей смартфон Nokia, читающий аудиокниги в различных форматах. Все необходимые документы инвалид передал в ФСС еще в 2007 году, и с того времени вел длительную и бесперспективную переписку со страховщиками. Они требовали все больше дополнительных документов, которые слепой мужчина вынужден был каждый раз возить из Советска в Калининград (более 100 км).
А в июне 2009 года страховщики неожиданно сообщили Алексееву, что он приобрел не тот тип устройства.
«В соцстрахе сказали, что надо было покупать не смартфон, а тифлофлешплеер», - рассказал «Газете.Ru» Алексеев. Но он стоил на 2000 тысячи рублей дороже и весил почти килограмм, тогда как смартфон — всего 90 граммов.
Инвалид посчитал действия ФСС «издевательскими» и подал в суд. Юрист ФСС на суде пыталась уверить судью, что тифлофлешплейер гораздо удобнее смартфона, хотя в интернете я читал обратное.
В итоге судья Центрального района Калининграда Владимир Эльзессер встал на сторону истца, постановив взыскать с фонда соцстраха затраты на покупку смартфона в размере 9670 рублей. В компенсации морального вреда — 5 тыс. рублей — суд отказал.
«Я особо и не рассчитывал на удовлетворение морального ущерба», - признался Алексеев.