Во вторник военный суд Екатеринбургского гарнизона приступил к повторному рассмотрению уголовного дела начальника управления торговли Приволжско-Уральского военного округа полковника Сергея Аглиулина. На новом процессе претензии со стороны прокуратуры к подсудимому существенно уменьшились. Полученная Аглиулиным взятка в 120 тысяч рублей стала для полковника злоупотреблением служебным положением, поскольку деньги были возвращены потерпевшей.
Уголовное преследование полковника Аглиулина проходило в два этапа: до первого рассмотрения дела Екатеринбургским гарнизонным судом и после дополнительного следствия в прокуратуре гарнизона.
Первый этап следствия начался с момента задержания и ареста. Сергея Аглиулина оперативники ОБЭП задержали 25 июля 2006 года в своем рабочем кабинете при получении денег, а в тот же день было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 290 (Получение взятки). В материалах дела фигурировало заявление директора ООО «ГУП Военторг» Елены Князевой. Взятку в иностранной валюте ей предлагалось дать для беспрепятственного ведения бизнеса. Предпринимательница собиралась арендовать помещение бывшего магазина, а Аглиулин, как руководитель организации-балансодеражтеля требовал средства за якобы предоставляемые Управлением торговли ПУрВО услуги. В момент передачи Еленой Князевой 120 тыс. рублей Аглиулину, последний был задержан. В ночь на 26 июля он был арестован.
Позже в ходе следствия всплыла и сама схема работы начальника Управления торговли с арендаторами помещений. Распоряжаясь государственной недвижимостью, Аглиулин заключал договоры с коммерсантами, где третьей стороной являлось Свердловское территориальное управление Росимущества. Обязательным условием для дальнейшего сотрудничества было заключение договора, в соответствии с которым на счет Управления торговли перечислялась некоторая сумма денег. В случае с одним из пострадавших по этому делу – ООО «Сосновский плюс МЕРАБ» – фактический «откат», по данным следствия, составлял 105 тыс. рублей ежемесячно. Как полагает следствие, денежные средства коммерсантами выплачивались за мнимые услуги, а расходовались Аглиулиным по своему усмотрению. Только упомянутому ООО причиненный ущерб от предпринимательства полковника составил более 700 тыс. рублей. Кроме того, Сергей Аглиулин обвиняется в аренде за государственный счет 3-х комнатной квартиры и завышении собственных командировочных расходов: ущерб, вмененный Аглиулину следствием, составил более 270 тысяч рублей.
В деле имеется и другой любопытный момент: начальник Управления торговли ПУрВО поставлял в подчиненные предприятия ПУрВо тушенку, которую закупал в Калининграде. В ходе предварительных прокурорских проверок выяснялось, что доставка железнодорожным транспортом приводило к удорожанию продукта. Однако этот факт в материалы уголовного дела не вошел.
С обвинением из трех статей УК уголовное дело в отношении полковника Аглиулина отправилось в гарнизонный суд зимой 2007 года. Однако, судья Игорь Шаргородский посчитал, что по представленному обвинительному заключению невозможно провести судебное следствие и вернул его в прокуратуру.
Второй этап судебного процесса начался 22 мая. В ходе дополнительного следствия прокуратура отказалась от ряда обвинений. Так, из дела полностью исключены факты злоупотреблений начупра торговли ПУрВО в отношении ООО «Сосновский плюс МЕРАБ». Не обнаружилась и вина полковника за незаконную аренду. Вместе с тем, факт взятки был переквалифицирован следствием в злоупотребление служебным положением. Несмотря на то, что деньги, запрошенные Аглиулиным в перерасчете на доллары США, были получены им лично в кабинете, разговор записан на диктофон, а сам начальник управления был задержан в момент получения купюр, взяткой они не стали. Между тем, по сведениям защиты потерпевшей, ксерокопии меченых купюр до сих пор имеются в уголовном деле.
Дело в том, что в ходе следствия полученные Аглиулиным от Князевой деньги были отданы потерпевшей. В свое время, запрошенную сумму она одолжила и, спустя некоторое время вернула, изъяв деньги из материалов следствия. Так или иначе, но именно это привело к тому, что факт взятки при втором рассмотрении остался неустановленным, превратившись в злоупотребление положением (ч.1 ст.285 УК РФ). В новой редакции обвинения максимальное наказание полковнику – штраф.
Причину столь существенных изменений объема обвинения следствие объясняет процессуальными причинами. По словам источника в прокуратуре Екатеринбургского гарнизона, переквалификация материалов дела произошла из-за того, что не были установлены факты корыстного интереса. «У Аглиулина не было мотивов использовать деньги в корыстных целях», - подчеркнул источник.
Сам Сергей Аглиулин произошедшие метаморфозы объясняет тем, что прокуратура сняла часть обвинений. «Главное, что из объема ранее предъявленных обвинений исключены формулировки о том, что был нанесен ущерб государству и военной службе. Деньги в деле не фигурируют как доказательство вовсе», — сообщил корреспонденту «Газете.Ru» подсудимый.
В процессе объявлен перерыв до 24 мая.