Изменение климата и сопровождающее его окисление океана угрожают численности гигантского кальмара (кальмара Гумбольдта), обитающего в восточной части Тихого океана. Увеличение кислотности океана сближает границы тонкого диапазона глубин, в котором кальмар остаётся активным, и со временем он может впасть в почти перманентную ленивую «спячку».
Руй Роша из Лиссабонского университета и его коллеги выловили несколько кальмаров Гумбольдта у берегов Калифорнии и запустили их в аквариумы с повышенным содержанием углекислоты в воде – примерно таким, которое прогнозируется для внешних областей океана к концу текущего века. В результате потребление кислорода животным резко снизилось, и сам кальмар впал в апатию. Такое состояние в дикой природе наверняка лишило бы кальмара изрядной доли пищи и сделало бы более уязвимым для хищников.
Как поясняют авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences, в живой природе кальмары используют уровень CO2, чтобы регулировать скорость обмена веществ в течение суточного цикла. Днём кальмар спускается на большие глубины, где кислорода мало, и он вынужден охотиться медленно и аккуратно. С наступлением ночи животное поднимается к насыщенным кислородам верхним слоям океана, где восстанавливает запасы газа и охотится активно.
Если кислотность океана значительно изменится, опасаются Роша и его коллеги, это может запутать кальмара, который не сможет понять, где ночь, где день, где глубоко, где нет. В результате животное будет пребывать в своём апатичном «глубинном» состоянии почти постоянно, потребляя недостаточно кислорода.
От исчезновения гигантского кальмара пострадают не только экосистемы и рыбаки, но и нейрофизиологи: у этого животного самые крупные нервные отростки (аксоны) в живой природе. «Макароны» нервов кальмара Гумбольдта широко используются в исследованиях процессов передачи нервных сигналов.