Австралийские палеонтологи обнаружили самую древнюю живородящую маму в истории Земли, известную современным учёным. Им удалось распознать в груде породы, извлечённой из геологической формации Гого на западе Австралии, не только скелеты рыбы и её детёныша, но и пуповину, соединявшую двух животных. Поскольку живорождение означает и внутриутробное оплодотворение, новый вид рыб также являет первый пример животных, способных заниматься сексом – в самом буквальном понимании этого слова.
Новый род и вид отряда птиктодонтид класса пластинчатокожих рыб, или плакодерм, представители которого жили в девонском периоде около 380 миллионов лет назад, получил название Materpiscis attenboroughi. Родовое имя в переводе с латыни означает «мать рыбы», а видовое дано в честь одного из знаменитейших мировых натуралистов, британского Николая Дроздова и Юрия Сенкевича одновременно, сэра Дэвида Фрэнсиса Аттенборо, прославивший формацию Гого в своей серии фильмов «Жизнь на Земле» 1979 года.
Саму окаменелость обнаружил Линси Хатчер во время экспедиции в район Гого в 2005 году. Анализ трёхмерного расположения различных окаменелостей позволил учёным под руководством Джона Лонга из Музея австралийского штата Виктория не только разглядеть саму 25-сантиметровую рыбу и её детёныша, но и пуповину, вещество которой за сотни миллионов лет было замещено твёрдой породой. Повторный анализ ещё одной рыбы – Austropyctodus gardineri, найденной неподалёку, позволил и здесь увидеть три эмбриона, расположенных точно там, где они должны были бы быть, если бы мать вынашивала их в своём чреве. Тем не менее, находка пуповины остаётся уникальной. Работа учёных принята к публикации в Nature.
Плакодермы были практически полновластными хозяевами морей, океанов и озёр в среднем палеозое (350–420 миллионов лет назад). Именно у этих рыб впервые появились челюсти – ещё примитивные, образовавшиеся, вероятно, из экзоскелета их ещё более примитивных предков. Наличие челюстей позволило плакодермам стать самыми страшными хищниками девона, некоторые из них вырастали в длину до пяти метров. Эти рыбы могли разевать пасть, закидывая верхнюю челюсть назад, и крушить своими массивными челюстями практически любую живую добычу.
Теперь выясняется, что плакодермы были не настолько примитивны: они были способны к живорождению. До сих пор самыми ранними животными, у которых появилась такая возможность, считали мезозойских ихтиозавров, и хотя существуют указания, что подобным образом могли размножаться и цельноголовые рыбы раннего каменноугольного периода палеозойской эры, их считают не очень надёжными. В любом случае, M. attenborough продлевает историю живорождения, как минимум на 20, а может – и на все 200 миллионов лет. Сейчас самый известный пример живородящих рыб – это акулы, и хотя предки акул и скатов появились почти одновременно с плакодермами, живорождение у них возникло, по современным представлениям, лишь в кайнозойскую эру, уже после исчезновения с лица Земли динозавров.
Сама находка с четверга выставлена на всеобщее обозрение в фойе Мельбурнского музея.