Московская Хельсинкская группа (МХГ) обратилась в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) с просьбой обсудить на ближайшей сессии «проблему, складывающуюся в России в связи с проведением конкурса кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)», пишет «Коммерсантъ».
.
В МХГ считают, что власти «эффективно предотвратили проведение открытого, прозрачного конкурса и сделали практически невозможным отбор наиболее достойных кандидатов».
Конкурс был объявлен Минюстом 1 июля этого года для выдвижения преемника действующего российского судьи в Страсбурге Анатолия Ковлера, чьи полномочия истекают 1 ноября 2012 года.
Тройку кандидатов источники «Ъ» назвали еще в октябре. В нее вошли Андрей Бушев, российский судья ad hoc в ЕСПЧ по делу «ЮКОС против России», судья по уголовным делам Верховного суда Ольга Ведерникова и советник КС, судья Международного трибунала ООН по Руанде Бахтияр Тузмухамедов. Теперь «Ъ» стали известны остальные трое кандидатов: судьи Высшего арбитражного суда (ВАС) Дмитрий Дедов (экс-глава управления законодательства ВАС) и Людмила Новоселова, а также адвокат Дмитрий Матвеев.
В своем письме правозащитники из МХГ, в частности, указывают на отсутствие информации о составе отборочной комиссии, что вызывает «серьезные опасения» по поводу ее беспристрастности и компетентности. В частности, в письме отмечается, что Минюст — орган, вызывающий серьезные нарекания со стороны правозащитного сообщества, а состояние тюремной системы России, за которую он отвечает, «вызывает серьезную озабоченность как внутри России, так и в Совете Европы в целом».
Недовольны в МХГ и тем, что тройку кандидатов выбирает лично президент, что «отвращает», по мнению МХГ, достойных претендентов от участия в конкурсе. «Учитывая политизированность президентской власти в России, а также учитывая, что жалобы в Европейский cуд подаются против российской исполнительной власти, а зачастую и самой президентской власти, принцип лояльности кандидатов к будущему российскому президенту, кем бы он ни был, не может быть надлежащим критерием отбора кандидатов на должность судьи Европейского суда», считают в МХГ.