Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов в онлайн-интервью «Газете.Ru» заявил, что акционеры компании ЮКОС могут попросить о пересмотре дела Страсбургским судом, который в сентябре этого года признал, что Россия частично нарушала права компании, в результате чего она обанкротилась.
«Но с учетом ситуации, в которой, допустим, факт налогового нарушения признан, тем не менее, Страсбургским судом, я думаю, что, если акционеры будут заявлять о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, думаю, что шансы у них не очень высоки», — сказал Иванов.
«Что касается налогового дела, то по сроку рассмотрения апелляционной жалобы и по штрафу за 2000 год ни срок рассмотрения апелляционной жалобы, ни штраф за 2000 год в целом ситуацию с банкротством бы не спасали. Это не повлекло бы в принципе ситуацию, когда ЮКОС не обанкротился бы», — добавил он.
По его мнению, акционеры могут добиться денежной компенсации, однако вряд ли эта сумма будет крупной.
«Поэтому думаю, что какая-то компенсация за эти нарушения будет выплачена, но вряд ли это будет возмещение стоимости компании или удовлетворение тех требований, которые заявлены, в размере, сколько там: $100 млрд или $50 млрд, я не знаю. Во всяком случае сейчас по инициативе Страсбургского суда должны вестись переговоры об определении размера компенсации. Какая она будет — я не знаю», — добавил Иванов.
Акционеры ЮКОСа во главе с бывшими топ-менеджерами Стивеном Тиди и Брюсом Мизамором обратились в Страсбург в 2004 году. Акционеры компании потребовали почти $100 млрд с России за незаконный, как они считают, отъем собственности.
В сентябре Европейский суд по правам человека частично удовлетворил иск ЮКОСа к России, признав, что налоговые органы нарушили права компании на защиту собственности и справедливое судебное разбирательство.
Признав справедливым доначисление компании налогов за 2000–2003 годы, ЕСПЧ в то же время указал, что компании не дали времени для подготовки к судебному процессу по налоговому спору с государством, а также возможности расплатиться по претензиям государства: налоговые органы проявили себя в деле ЮКОСа «негибкими», что только «отчасти объяснялось» требованиями российского законодательства. ЕСПЧ пока не определил сумму компенсации.