Предприниматель Роман Абрамович, дающий показания в лондонском суде по иску Бориса Березовского на $5,5 млрд, заявил в пятницу, что компании «Сибнефть» пришел бы конец, если бы ее акционером после 2000 года открыто стал Березовский.
Рассмотрение иска по существу началось 3 октября. Объектом спора стал ряд российских активов, в том числе около 43% акций «Сибнефти» и доля в «Русале». Истец заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000–2003 годах был вынужден продать эти активы намного дешевле реальной стоимости из-за давления и угроз со стороны Абрамовича.
Несколько дней назад британские СМИ сообщили о записях встречи Абрамовича и Березовского в Ле-Бурже в марте 2000 года, в пятницу расшифровку записи разбирали на слушаниях в суде. По мнению адвокатов истца, из записи следует, что предприниматели обсуждали варианты легализации доходов от «Сибнефти» и алюминиевого бизнеса, поскольку легально получить прибыль в то время можно было лишь в виде дивидендов.
«Если бы акции были перерегистрированы на имя Березовского, компания была бы уничтожена, у нее бы не было будущего», — цитирует предпринимателя РИА «Новости».
Абрамович заявил, что был категорически против того, чтобы в числе акционеров «Сибнефти» появился Березовский, он был готов в этом случае даже продать свою долю, только чтобы не иметь к компании никакого отношения. «Инвесторы не захотели бы связываться с компанией, чьим акционером являлась бы такая политически скандальная фигура, как господин Березовский», — заявил Абрамович в своих показаниях.
Адвокат Лоренс Рабинович, ведущий допрос Абрамовича, предположил, что предприниматель мог бы согласиться на участие Березовского и Патаркацишвили в «Сибнефти», доверив управление их акциями офшорным компаниям (в частности, зарегистрированным на Кипре), как он сделал со своими бумагами. В этом случае о них бы никто не узнал, в том числе российские власти — как вариант, в качестве номинального держателя акций мог бы выступить западный банк, добавил адвокат. По его мнению, Абрамович просто использовал различные предлоги, чтобы не регистрировать доли в компании на имя Патаркацишвили и Березовского.
Абрамович категорически не согласился с этим выводом адвоката. «Я не пытался никого обманывать, я был рад помочь, чем угодно», — заявил он. При этом он подчеркнул, что один был акционером компании, а на встрече в Ле-Бурже обсуждались не распределение долей в компаниях, а лишь варианты легализации доходов в принципе.
Абрамович продолжит давать показания на следующей неделе. В числе свидетелей с его стороны, помимо экс-главы администрации президента Александра Волошина, который в пятницу присутствовал в зале судебных заседаний, ожидается также бизнесмен Александр Мамут.
Сотрудничество Абрамовича с Березовским началось в 1995 году. Накануне суть деловых отношений с Березовским Абрамович описал как «деньги в обмен на влияние и помощь».
Бизнесмен тогда добавил, что должен был финансировать «Общественное российское телевидение» и оплачивать другие расходы Березовского, а тот – обеспечивать лоббирование интересов Абрамовича на залоговых аукционах, в частности по «Сибнефти».