Учебное парусное судно «Надежда», совершающее тихоокеанский поход, посвященный встрече глав государств и правительств стран-участниц АТЭС в 2012 году, изменило курс и вместо Сан-Франциско направилось в Мексику, чтобы судно не арестовали по иску американских хасидов, требующий возвращения знаменитой библиотеки Шнеерсона.
«Планировалось, что судно зайдет в Сан-Франциско 21 октября. Изменение курса связано с постановлением американского суда по коллекции Шнеерсона и обращением движения «Хабад Любавич». Подробности произошедшего сейчас выясняются», — сообщила представитель пресс-службы Морского государственного университета (МГУ) имени адмирала Невельского Жанна Капитан.
По ее словам, «Надежда» сейчас отправилась в порт Энсенада в Мексике для того, чтобы пополнить запасы.
6 августа прошлого года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность своих претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве «незаконно». В июле этого года суд разрешил движению «Хабад Любавич» приступить к исполнению решения по его иску к России.
Часть коллекции, собранной любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Библиотеки имени Ленина. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы. Около 25 тысяч страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего, вернуть хасидам священные для них документы.
По данным МИД России, библиотека Шнеерсона никогда американской организации «Хабад» не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников.