После серии летных экспериментов, проведенных на этой неделе технической комиссией по расследованию авиакатастрофы Як-42 в Ярославле, в результате которой погибла хоккейная команда «Локомотив», стало ясно, что самолет погубили торможение при разгоне и действия пилотов, пытавшихся тем не менее поднять самолет в воздух, но с этой версией по-прежнему согласны не все участники расследования, пишет «Коммерсантъ».
На этой неделе еще до окончания экспериментов газета уже рассказывала о версии с торможением, которая, как утверждает издание, теперь окончательно подтвердилась.
По сведениям «Коммерсанта», итогом проведенных испытателями шести прерванных взлетов экспериментального Як-42, во время которых пилоты моделировали действия погибшего экипажа, намеренно притормаживая разгон педалями, стало заявление участника эксперимента, летчика-испытателя ОКБ имени Яковлева Василия Севастьянова. Он сообщил, что результаты исследований подтвердили наличие «некоей тормозящей силы, не позволившей летчикам привести машину во взлетное положение».
«Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что причиной трагедии, унесшей жизни 45 человек, стали допущенные командиром экипажа Андреем Соломенцевым и вторым пилотом Игорем Жевеловым ошибки», — приходит к выводу автор статьи.
«За полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолет тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлет», — сказал изданию один из участников расследования.
Проскочив посадочную полосу и с трудом оторвавшись от поверхности, пилоты, как установили эксперты, стали инстинктивно тянуть штурвал на себя, чтобы задрать выше нос машины. В итоге самолет вышел на закритические, по словам испытателя Севастьянова, углы атаки. После этого Як-42 потерял скорость и свалился в плоский штопор.
При этом газета уточняет, что с этой версией согласились не все участники расследования. Некоторые эксперты, признавая наличие тормозного момента на колесах, полагают, что пилоты создать его ни при каких условиях не могли, поскольку они «не сумасшедшие и не самоубийцы». Оппоненты призывают коллег более тщательно обследовать тормозные механизмы Як-42 на предмет возможного перегрева или поломки, вызвавших самопроизвольное подклинивание колодок.
Как стало известно «Коммерсанту» , Межгосударственный авиационный комитет потребовал от всех российских авиакомпаний, эксплуатирующих Як-42, «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета, а также по порядку регулировки пилотских сидений».