Глава комитета сейма Литвы по иностранным делам Эмануэлис Зингерис выразил удивление реакцией российского МИДа, вызванной переквалификацией Медининкайского дела и выдачей нового европейского ордера на арест подозреваемых, которые российская сторона расценила как попытку Литвы навязать тенденциозное понимание истории, не находящее понимания даже у партнеров балтийской республики по ЕС.
Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил в пятницу, что решение Вильнюсского суда о выдаче европейского ордера на арест трех российских граждан, подозреваемых Литвой в убийстве на КПП «Мядининкай» в 1991 году литовских пограничников, является подтверждением целенаправленных попыток литовских властей навязать собственную тенденциозную трактовку событий недавнего прошлого.
«Когда слышишь такие заявления представителя министерства иностранных дел России, неизбежно встает вопрос о том, не означает ли это попытку пересмотреть двустороннее соглашение между Литвой и Россией от 29 июля 1991 году о межгосударственных отношениях, которым Россия признала восстановление независимости Литвы на основе законодательного акта от 11 марта 1990 года на основании закона. Я также думаю, что МИД России еще слишком рано радуется в связи с отсутствием солидарности в оценках восстановления государственности стран Балтии», — цитирует Зингериса РИА «Новости».
Говоря о разногласиях в ЕС, литовский парламентарий, очевидно, имел в виду эпизод, когда освобождение Австрией задержанного ранее бывшего офицера КГБ Михаила Головатова привело в июле к скандалу между Веной и Вильнюсом.
Вильнюсский 1-й участковый суд по ходатайству генпрокуратуры Литвы 9 августа назначил меру пресечения в виде ареста в отношении граждан России, бывших сотрудников рижского ОМОНа Александра Рыжова, Чеслава Млыника и Андрея Лактионова, подозреваемых литовским правосудием в том, что в июле 1991 года, когда независимость республики от СССР еще не была признана, они участвовали в убийстве семерых литовских таможенников на заставе «Мядининкай» к юго-востоку от Вильнюса.
Это стало возможно после того, как в конце июля тот же Первый участковый суд Вильнюса переквалифицировал Мядиникайское дело, по которому 20-летний срок давности должен был истечь 31 июля, из статьи 129 Уголовного кодекса (умышленное убийство двух и более людей при исполнении служебных обязанностей) в статью 100 УК (запрещенное международным правом обращение с людьми), которая не имеет сроков давности.
Преступления против человечности — выделяемая в современном международном праве группа преступлений, которые являются настолько серьезными, что их жертвами являются не только непосредственные потерпевшие, но и человечество в целом.