Россия, чтобы обеспечить свое развитие и безопасность, должна не подтягивать себя к мировым стандартам, а сохранять лидерство, заявил премьер Владимир Путин, который во вторник днем провел в подмосковной Дубне заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, а до заседание посмотрел на строящийся коллайдер.
«Мы на протяжении десятилетий, когда хотим зафиксировать какие-то успехи страны или успехи в отдельных отраслях производства и отдельных сферах нашей жизни, говорим, что мы начали производить продукты не хуже мировых. Но фокус заключается в том, что, чтобы жить лучше и чувствовать себя в безопасности, нам нужно быть лучшими», — сказал премьер Путин.
Премьер-министр призвал придумать новые методы борьбы с утечкой мозгов. Примерно такие же предложения были и у президента Дмитрия Медведева. В декабре прошлого года Медведев заявил, что утечку мозгов можно остановить, только если создать нормальные условия труда.
«При современном уровне мобильности в науке более или менее бессмысленно административными мерами бороться с утечкой мозгов, — согласился сейчас Путин. — Единственно надежный способ — сделать так, чтобы именно в нашей стране ученые - и российские, и зарубежные — могли наиболее успешно реализовывать свой потенциал».
На заседании он также говорил о том, что в России созданы все условия для начала реализации научных мега-проектов мирового уровня, сопоставимых с уже реализованными в нашей стране «космической» и «ядерной» программами.
«Как говорят специалисты, исследовательских установок мега-класса», — пояснил Путин. По его мнению, это должны быть установки «под стать знаменитому адронному коллайдеру».
Перед заседанием комиссии Путину показали строящийся российский коллайдер. Коллайдер (ускоритель частиц) создается в Лаборатории физики высоких энергий в рамках Международного проекта НИКА. Планируется, что ускоритель будет построен в 2017 году.
Как рассказал главе правительства руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе, технологии, которые используются при создании российского коллайдера, частично применяются в Большом адронном коллайдере в Швейцарии, однако большая часть оборудования не имеет аналогов в мире.
«Условия для создания этого вещества недостижимы ни в одной лаборатории мира», — сказал руководитель лаборатории.
Путин поинтересовался, можно ли сравнить эти процессы с тем, что происходит при столкновении звезд и галактик. Кекелидзе подтвердил, что, опираясь на результаты исследований и опытов в коллайдере, ученые смогут изучать процессы, происходящие в звездах.