Катастрофа на японской АЭС «Фукусима-1» может остановить развитие мирного атома в некоторых странах, но только не в России, говорится в статье Reuters о развитии индустрии ядерной энергетики.
Москва продвигает свой проект первой плавучей АЭС, несмотря на растущие в мире страхи, а также увеличивающиеся расходы на восстановление «Фукусима-1» в Японии, сообщает агентство.
«Мы не волнуемся. Даже у Японии нет альтернативы атомной энергии. Безопасность на русских реакторах во много раз выше», — утверждает Андрей Фомичев, глава верфи Санкт-Петербурга, где сейчас строится 144-метровая баржа, которую планируется спустить на воду в следующем году.
Плавучая АЭС — «сердце российской стратегии освоения арктических ресурсов в ближайшие десятилетия», пишут авторы статьи. Баржа, на которой будет размещено два маленьких реактора, будет способна генерировать 70 мегаватт электричества, достаточных для того, чтобы осветить 35 000 домов. АЭС планируется держать в доках недалеко от берега — так, чтобы на сушу по кабелям передавалось выработанное электричество.
Проект плавучего реактора, получившего имя Михаила Ломоносова, разработан на основе «опробованной настоящей» подводной лодки времен холодной войны и ледоколов, заявил Фомичев в беседе с корреспондентом Reuters.
«Все возможные экстренные ситуации протестированы. Тестирование систем безопасности началось еще в Советском Союзе», — заявил он.
Противники атомной энергии предупреждают, что российские планы, согласно которым будет построено семь таких реакторов, могут в ближайшие годы стать наиболее опасным проектом в ядерном секторе — не только из-за аварийных рисков, но и из-за возрастающей угрозы терроризма.
«Вы не можете обеспечить существенной безопасности ядерного реактора, — утверждает независимый ядерный эксперт из Парижа Майкл Шнайдер. — Вы значительно увеличиваете риски, если спускаете такие конструкции на воду. Это абсолютно нелепо».
Россия — не единственная страна, которая продвигает подобные проекты, но именно русские наиболее навязчиво пропагандируют различные проекты — от космических кораблей на ядерном топливе до реакторов, «достаточно маленьких, чтобы поместиться на заднем дворе», говорится в статье.
Согласно данным Международного агентства ядерной энергии (IAEA), к 2030 году будет работать от 40 до 90 таких мини-реакторов. Фомичев утверждает, что малые АЭС могут использоваться для производства энергии в развивающихся странах или — в целях экономии — в энергозатратных промышленных проектах или на военных базах.
«Эти возможности могут использоваться на крайнем Севере или в пустынях. Это быстрая помощь труднодоступным регионам. Просто доставьте такую АЭС, и вы уже можете строить фабрики, военные базы и разрабатывать нефтяные месторождения. У вас сразу же есть электричество, вода и тепло», — добавил Фомичев.
Росатом планирует построить 12 плавучих АЭС на экспорт. Пилотный проект такой баржи откровенно нацелен на применение в странах Ближнего Востока и Африки. Более 20 стран — среди которых Китай, Южная Корея, Индонезия, Филиппины, Намибия, Чили и Бразилия — заинтересованы в этом проекте, утверждают в Росатоме.
Первый реактор этого типа обойдется в $550 млн. Это в четыре раза больше начальной стоимости обычного реактора стандартных размеров.