Глава думской комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков внес в Госдуму поправки в Уголовно-процессуальны кодекс, целью которых, чего сам депутат не скрывает, является возобновления расследования по делу замминистра финансов Сергея Сторчака.
По словам депутата, действующими нормами установлено положение, согласно которому решение суда, принятое в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, принимается прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, «то есть как неопровержимая преюдиция».
«В результате, мы попали в определенную ловушку по ряду дел, которые расследуются по России, в частности, дел о рейдерских захватах, о мошенничестве, — сообщил Волков во вторник журналистам. — Если мы говорим о гражданском судопроизводстве, то там такая процедура: его задачами является разрешение споров. А задачи уголовного производства — установление истины с учетом обстоятельств дела».
По мнению Волкова существуют примеры, когда решения, принятые в процессе гражданского судопроизводства, преподносятся для следствия, прокурора и суда как «истина в последней инстанции».
«В общем, так и есть, если решение принимается на самом высшем уровне. И следствие, прокурор упирается в некую стену, оказываются скованными этим решением по рукам и ногам. Например, речь идет делах о рейдерстве или мошенничестве, когда, допустим, было принято решение суда общей юрисдикции по материалам, которые были сфальсифицированы, что доказано материалами уголовного дела. А следствие не может довести эти дела до логического конца, поскольку есть решение, принятое в гражданском судопроизводстве», — считает Волков.
В качестве примера депутат приводит дело замминистра финансов Сторчака.
«Там есть решение арбитражного суда, стороны довольны, нет претензий, а мы не можем его отменить, поскольку там стороны процесса — только его участники, ни суд, ни прокурор не имеют права вмешиваться», — резюмировал он.
Отменить решение гражданского суда в отличие от уголовного по вновь открывшимся обстоятельствам нельзя, законом это не предусмотрено, заметил Волков. По его словам, «мы сейчас вносим как раз эту норму». Он уточнил, что «обратной силы поправки не имеют».
Отвечая на вопросы журналистов, о том, «что будет происходить с делом Сторчака», если они будут приняты, Волков ответил, что дело «будет расследоваться и доводиться до суда».
Сторчак был задержан 15 ноября 2007 года в рамках уголовного дела о попытке хищения бюджетных средств. Замминистра финансов в ходе следствия провел 11 месяцев в СИЗО, а в октябре 2008 года был освобожден под подписку о невыезде. Арбитражный суд Москвы 26 ноября прошлого года своим постановлением обязал Минфин вернуть компании ЗАО «Содэксим» $43,4 млн.
«Содэксим» получила из бюджета средства в качестве несостоявшегося государственного контракта, в чем и обвинялся Сторчак, а дело в отношении самого Сторчака было прекращено за отсутствием события преступления в январе.