Руководитель фонда помощи семьям пассажиров Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (ныне S7), погибших в катастрофе над Черным морем в 2001 году, Борис Калиновский возмущен публикациями о выводах киевских экспертов, отрицающих, что самолет сбила украинская ракета.
Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел авиакатастрофу в октябре 2001 года. Погибли все находившиеся на его борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Большая часть пассажиров были гражданами России и Израиля. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что лайнер на высоте 11 тысяч метров сбила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины, проводившими в тот день военные учения в Крыму. Украинское правительство выплатило родственникам погибших россиян моральную компенсацию.
Газета «Коммерсантъ-Украина» в среду опубликовала данные экспертов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) о причинах крушения самолета. Эксперты отрицают поражение самолета Ту-154 украинской зенитной ракетой.
«Подобная информация вызывает недоумение. Есть же заключение МАК о причинах. Проводилось серьезное расследование, и с выводами согласились стороны», — сказал Калиновский. По его словам, с заключением экспертов КНИИСЭ его никто не знакомил и он не знал, что такое исследование проводилось. Калиновский считает, что данная информация может отрицательно сказаться на некоторых родственниках погибших из-за того, что СМИ снова будут активно обсуждать эту тему.
По данным «Коммерсанта», на проведении дополнительной экспертизы в КНИИСЭ настояли представители минобороны, отрицающие, что лайнер был сбит именно украинской ракетой. Исследование началось в 2008 году и завершилось в мае 2010 года. В комиссию вошли шестеро специалистов КНИИСЭ и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба. Они изучили условия, при которых, согласно выводам МАК, самолет Ту-154 мог быть поражен ракетой. Комиссия пришла к заключению, что во время подрыва боевой части ракеты расстояние до самолета должно было составлять 780 метров. В таком случае в самолет попало бы «до трех поражающих элементов». «Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным», — утверждается в выводах КНИИСЭ.
Власти Украины не сразу признали свою вину. Тогдашний министр обороны Александр Кузьмук, выступая в парламенте, сначала полностью отверг возможность поражения украинской ракетой российского самолета, однако уже через несколько дней вынужден был признать этот факт и заявил о своей отставке, поскольку отрицать выводы экспертов было невозможно.