ЕС и Россия могли бы сыграть ключевую роль в развитии «архитектуры человеческой безопасности» для всей Европы, отмечают экс-генсек НАТО Хавьер Солана и эксперт Лондонской школы экономики Мэри Калдор в статье, написанной специально для «Ъ».
«Президент Медведев опубликовал проект договора о европейской безопасности в ноябре 2009 года. В качестве ответа мы будем отстаивать аргумент о том, что ЕС должен взять на себя инициативу и использовать интерес президента Медведева, чтобы пересмотреть отношения ЕС с Россией и предложить концепцию «человеческой безопасности» в качестве основы «архитектуры безопасности» в Европе», - говорят эксперты накануне лиссабонского саммита Россия--НАТО.
Первым шагом в направлении сотрудничества по вопросам безопасности могла быть стать разработка общей философии «человеческой безопасности», отмечают эксперты.
Так, известно, что конфликты на Балканах и на Кавказе стали предметом разногласий между Россией и Западом. Однако Москва и Брюссель могли бы начать сглаживать эти разногласия, исходя из общей приверженности принципу «человеческой безопасности» для всех жителей региона.
Энергетическая безопасность часто рассматривается также в геополитических категориях, в силу чего основная задача НАТО формулируется как обеспечение бесперебойных поставок нефти в западные страны и предотвращение использования поставок в качестве политического рычага в руках России. Применение концепции «человеческой безопасности» в энергетической сфере означает совместную работу по обеспечению всеобщего доступа к энергоресурсам, повышению энергоэффективности и диверсификации поставок энергоресурсов, а также реагирование на неблагоприятное изменение климата.
Применяя концепцию «человеческой безопасности», Россия и ЕС смогли бы сделать более сильный акцент на искоренение нетрадиционных угроз безопасности, таких как распространение наркотиков, рост масштабов организованной преступности, терроризма или природных и техногенных катастроф, добавляют эксперты.