Свидетель обвинения по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева, обвиняемых в хищении 350 миллионов тонн нефти, утверждает, что похитить всю добытую нефть невозможно, но можно украсть деньги, вырученные от ее продажи.
В четверг суд продолжил допрос экс-главы компании «ИСТ Петролиум» Евгения Рыбина. По его словам в 1995-1997 годах компания «ИСТ Петролиум» заключила контракт с «Томскнефтью» об освоении Крапивинского и Западнополуденного месторождения. Он отметил, что пока в «Томскнефти» не появился Ходорковский, «все шло хорошо». Свидетель утверждает, что сотрудники ЮКОСа предлагали ему «левые схемы работы с отмыванием денег». По его данным, Ходорковский вынуждал акционеров «Томскнефти», в том числе государство, продавать свои акции, причем по заниженной стоимости. «Кого-то задобрили, кого-то запугали, кого-то застращали», - сказал Рыбин.
Свой личный ущерб бывший глава «ИСТ Петролиум» оценил в $50 млн.
Свидетель продолжает настаивать на том, что из скважин добывается именно нефть, а понятие «скважинная жидкость» ввел лично Ходорковский.
При этом он признал, что из скважин добывается нефть разного качества, которую необходимо доработать, довести до кондиции. Однако добываемый продукт является именно нефтью, несмотря на то, что в нем содержится процент воды и соли, которые необходимо отделить.
На это подсудимый Лебедев спросил у Рыбина, который свыше 20 лет работал в нефтяном производстве, знаком ли свидетель с инструкцией по измерению добытого объема нефти, в которой записано, что добываемый из скважины продукт является жидкостью, а не нефтью. «Не помню такой инструкции», - сказал Рыбин.
В настоящее время в процессе объявлен перерыв до понедельника.