Картина «Дама с единорогом» (Dama col liocorno, 1504-1506) художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в субботу была представлена в посольстве Италии в Москве на официальном открытии программы Года Италии в России, шедевр представляли министр культуры РФ Александр Авдеев, министр науки и образования Италии Мариястелла Джельмини (Mariastella Gelmini) и посол Италии Антонио Дзанарди-Ланди (Antonio Zanardi Landi).
«Приезд в Москву «Дамы с единорогом» из римской Галереи Боргезе (Galleria Borghese) — пример того, что могут сделать послы и посольства, когда между двумя странами существуют великолепные отношения. Я знаю, что это личная инициатива посла, которую поддержали музеи Италии и руководство страны», — сказал Авдеев.
«Это великолепный жест дружбы», — отметил он по-итальянски.
«Дама с единорогом» до 24 марта пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая. Шедевр Рафаэля открывает целую программу моновыставок: в июне и июле в посольстве будут показывать «Двойной портрет» Джорджоне из римского палаццо Венеция, в сентябре-октябре, возможно, привезут «Голову Медузы» Бернини (1630) из Капитолийских музеев, а в декабре-январе покажут «Юношу с корзиной фруктов» Караваджо, снова из галереи Боргезе — последнее полотно примет также участие в масштабной выставке, намеченной на декабрь 2011 — февраль 2012 годов.
«В России от Италии ожидают очень многого, и мы постараемся оправдать ожидания», — отметила Джельмини, пообещав, что связанные с Италией события продолжатся в России и в 2012 году.
Глава Объединенных музеев Рима (Polo museale di Roma) Росселла Водре (Rossella Vodret) отметила, что «Дама с единорогом» крайне редко покидает пределы Италии. Подготовка ее визита в Москву длилась три месяца: вначале был изготовлен герметичный контейнер, в котором должен сохраняться привычный для картины микроклимат, затем деревянный ящик особой конструкции, позволяющей жестко закрепить контейнер, не давая хрупкой доске сдвинуться даже на миллиметр. В специально оборудованном автомобиле шедевр Рафаэля доставили в римский аэропорт, а оттуда он правительственным бортом прилетел в Москву.