Масштабная выставка, посвященная знаменитым постановкам русских балетов труппы Сергея Дягилева, открывается в субботу в лондонском музее Виктории и Альберта.
Выставка под названием «Дягилев и золотой век русского балета» расскажет об эволюции прославившегося на весь мир балетного проекта, который продолжался без малого два десятилетия, с 1909 по 1929 год, сначала как «Русские сезоны», а затем как «Русский балет Дягилева» (Ballets Russes).
Ее героями стали известные музыканты, хореографы, художники, создатели костюмов, которых Дягилев привлекал к работе над постановками, обошедшими ведущие европейские сцены. Среди них - Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель.
По словам куратора выставки Джейн Притчард, основу экспозиции примерно из 300 объектов, в числе которых около 70 красочных костюмов к спектаклям, составят экспонаты из коллекции музея Виктории и Альберта, который несколько лет назад также вобрал в себя собрание лондонского Музея театра.
«Около 200 экспонатов мы показываем из нашей собственной коллекции, где есть совершенно выдающиеся артефакты, а остальное мы восполнили за счет вещей, предоставленных другими музеями и частными лицами», - отметила она.
В частности, из Франции для показа в Лондоне привезены некоторые личные вещи импресарио - его цилиндр и бинокль, а из Стокгольмского музея театра - посмертная гипсовая маска Дягилева, снятая сразу после его смерти в Венеции в 1929 году.
Выставка состоит из трех основных разделов.
В первом из них собраны свидетельства начала покорения Европы Дягилевым и его труппой, когда европейская публика, еще не готовая к столь авангардным представлениям, воспринимала «Русские сезоны» неоднозначно. В числе экспонатов, представленных здесь, будут девять костюмов к балету «Весна священная», созданных по эскизам Николая Рериха.
Второй раздел переносит посетителей за кулисы дягилевских «Русских балетов». В темной комнате среди нагромождения черных стульев, столиков и сундуков ведется повествование о работе всех членов труппы, их кропотливом труде и личном вкладе в то, что потом видят зрители. Впервые на публичной выставке будут показаны нотные записи Стравинского к балету «Пульчинелла» и пояснения Нижинского к балету «Послеполуденный отдых фавна».
Здесь же будут представлены впечатляющие взор задник к балету «Жар-птица» работы Натальи Гончаровой размером 16 на 10 метров (самый большой по размеру экспонат в собрании музея Виктории и Альберта) и занавес к балету «Голубой экспресс», созданный и подписанный Пабло Пикассо. Здесь же - созданная специально к выставке видеоинсталляция с силуэтами современных балерин, танцующих на фоне задника к «Жар-птице» и языков пламени.
«Дягилев неохотно разрешал снимать на пленку свои спектакли, поэтому мы решили создать к этой выставке собственные фильмы, посвященные его жизни и деятельности его балетной труппы», - рассказала Притчард.
Третий, заключительный, раздел выставки напомнит о периоде возрождения и нового витка европейской славы «Русского балета» в 1920-е годы. Зрители увидят здесь рукописи лично знакомых с Дягилевым и высоко ценивших его деятельность писателей Джеймса Джойса, Марселя Пруста и Томаса Стернса Элиота. Тут же будут представлены костюмы по эскизам Анри Матисса, Коко Шанель, Леона Бакста, Михаила Ларионова и других художников.
Здесь представлены малоизвестные эпизоды жизни импресарио, который потерпел фиаско в сезоне 1921 года, когда его едва не обанкротил поставленный на сцене лондонского «Ковент-гардена» балет «Спящая принцесса» с Ольгой Спесивцевой. Устроители выставки напоминают и об окончившихся ничем попытках советской власти вернуть уехавшего за границу Дягилева на родину, и о его балете «Стальной скок» 1927 года с элементами воспевания советской индустриализации, который некоторые критики считали «заигрыванием» с новым режимом.
Современники Дягилева вспоминали, что он всю жизнь суеверно боялся гибели на воде, поэтому никогда не путешествовал морем, однако по иронии судьбы, именно в городе на воде - в итальянской Венеции - он умер в 1929 году, окруженный тремя близкими людьми: секретарем и любовником Борисом Кохно, еще одним фаворитом, танцовщиком и хореографом Сержем Лифарем, а также музой и покровительницей искусств Мизией Серт. Внимание привлекает последний счет из итальянской гостиницы, так и не оплаченный Дягилевым.
«Ballets Russes стали не просто историей, а явлением, оказавшим огромное влияние на последующее развитие театра, искусства и моды в целом», - подчеркнула Притчард.
Словно в подтверждение этого завершают выставку несколько моделей из коллекции «Русские балеты», которую создал в 1976 году под впечатлением от дягилевских балетов известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран.
К открытию выставки издан специальный подарочный альбом с 240 иллюстрациями и выпущена ограниченная партия в тысячу флаконов нового аромата духов Diaghilev.