Работы художника Авдея Тер-Оганьяна не будут участвовать в выставке «Контрапункт: современное русское искусство», которая должна открыться в Лувре 14 октября. Министерство кульутры запретило вывозить эти работы из России во Францию.
«Эти работы из серии «Радикальный абстракционизм» не получили разрешение от Росохранкультуры на вывоз, поэтому остались в Москве», - пояснила Ирина Горлова, куратор ГЦСИ.
По её словам, соответствующего заключения не дается, однако, «понятно, почему это произошло: работы содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды».
«Там были конкретное имя и конкретный призыв, которые были восприняты не как художественное произведение, а как некая пропаганда», - рассказала Горлова.
По ее сведениям, картины являются собственностью либо галереи Марата Гельмана, либо Пермского музея современного искусства, который он возглавляет. Горлова не исключает, что французский куратор может взять какие-то другие работы из этой серии.
Выставка «Контрапункт: современное русское искусство» организуется по случаю года России во Франции в продолжение показанной в Лувре весной выставки «Святая Русь», и финансируется из госбюджета.
В состав экспозиции «Контрапункт: современное российское искусство» входят также произведения Юрия Альберта, Александра Бродского, Эрика Булатова, Ольги Чернышевой, Эмилии и Ильи Кабаковых, Алексея Каллимы, Валерия Кошлякова, Юрия Лейдермана, Дианы Мачулиной, Андрея Монастырского, Павла Пепперштейна, Вадима Захарова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Комара и Меламида, групп «Синие носы» и AES+F, а также Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
Авдей Тер-Оганьян (р. 1961 г.) приобрел скандальную славу после свой акции «Юный безбожник» на «Арт-Манеже» в 1998 году. Тогда, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в новой России, он рубил топором картонные копии икон. После акции против Тер-Оганьяна было возбужденно уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Художник, не дожидаясь суда, эмигрировал в Прагу (Чехия), где и проживает до сих пор, оставаясь под следствием в России.
Кроме рубки икон Тер-Оганьян известен и другими проектами, среди которых сетевая «Школа современного искусства» или «Школа авангардизма», акцией «Футуристы выходят на Кузнецкий мост» (1992), кураторскими проектами в одной из самых знаковых галерей 90-х в Трехпрудном переулке.