Церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в понедельник вечером завершилась в Михайловском театре: лучшим спектаклем большой сцены признана постановка театра «На Васильевском» «Даниэль Штайн, переводчик», передает корреспондент РИА Новости.
В этом году церемония была целиком посвящена имени Антона Чехова - в связи с этим на сцене Михайловского театра петербургские актеры показали капустник на тему пьес драматурга. Вел вечер Вадим Жук, известный мастер театрального капустника.
Началась церемония с приветствия губернатора Валентины Матвиенко. В своей речи она подчеркнула, что ей всегда особенно нравилось название премии: «Оно мне определенно больше симпатично, чем «Золотая маска». Маска скрывает лицо, а софит - высвечивает то, какой ты есть на самом деле», - отметила Матвиенко.
Началась церемония с вручения премий в «драматических» номинациях. Часть этого блока вели председатель СТД, актер Александр Калягин и балерина Диана Вишнева. Они объявили победителей в «актерских» номинациях. Лучшей актрисой второго плана стала Наталья Индейкина за роль кассирши в спектакле театра «Балтийский дом» «Лерка». Приз за лучшую женскую роль получила Светлана Письмиченко за роли Шен Де и Шой Да в спектакле «Добрый человек из Сычуани» в постановке Тростянецкого. Лучшим актером стал ее коллега по театру - «Золотой софит» в этой номинации получил Сергей Мигицко за роль Городничего в «Ревизоре». Лучшим актерским ансамблем была признана команда спектакля театра «На Васильевском «Даниэль Штайн, переводчик» - Дмитрий Воробьев, Игорь Николаев, Наталья Кутасова, Татьяна Калашникова, Артем Цыпин, Михаил Николаев и Елена Мартыненко.
Затем Калягина и Вишневу на сцене сменил Олег Басилашвили, которого Вадим Жук назвал «самым чеховским актером». В ответ Басилашвили вспомнил нобелевскую лекцию Бродского, в которой тот говорил, что человек, читавший Диккенса, никогда не сможет выстрелить в другого человека. «То же самое можно сказать и о Чехове», - отметил актер.
Басилашвили объявил лучшие спектакли года. В номинации «Лучший спектакль малой сцены» победил «Квартирник. ХХвост всему голова» Романа Смирнова, поставленный в театре на Литейном. Лучшим спектаклем большой сцены признали «Даниэля Штайна, переводчика». Однако режиссер Анджей Бубень, получая награду, пошутил, что «наверное, театр «На Васильевском» - самая малая большая сцена, какую можно придумать».
Гладкий ритм и дружеская атмосфера церемонии были несколько сломлены «музыкальным» блоком. Никто из победителей на вручение «Золотого софита» не явился - ни Анна Нетребко, признанная лучшей актрисой музыкального театра за партию Лючии де Ламмермур в Мариинке, ни ее коллега по театру Алексей Марков, награжденный за партию Роберта в «Иоланте». Обладательница «Софита» как лучшая балерина, солистка Михайловского Ирина Перрен тоже на церемонию не пришла. Нуржан Кулыбаев, получивший премию как лучший танцовщик за партию Гоги в балете «Три цвета», оказался на гастролях. Ожидаемо не поднялся на сцену за премией «за возрождение ленинградских традиций - лаборатории современной оперы» и Валерий Гергиев.
Несколько сгладил смятение от этой части церемонии ее ведущий - Андрей Ургант. Он смог обратить все в шутку и предположил, что, «видимо, это я такой несчастливый».
Наконец, финальный блок, самый короткий и предсказуемый - блок кукольного театра вел Александр Белинский, долгожитель петербургской сцены, успевший поработать и на телевидении, и в оперетте, и в кукольном театре. Лучшим актером кукольного театра стал Петр Васильев за главную роль в спектакле «Холстомер» Большого театра кукол. Эта же постановка была признана лучшим спектаклем театра кукол.
Завершилась церемония вручением почетных «Золотых софитов». Николай Буров вручил премии за поддержку театрального искусства Петербурга и Ленинградской области президенту фонда поддержки образования Татьяне Голубевой (она на церемонию не явилась) и президенту фонда поддержки музыкального, театрального и художественного развития «Центр современного искусства» Константину Плужникову.
Овации в зале вызвало вручение премии «За творческое долголетие» двум звездам петербургской сцены - актрисе театра им.Комиссаржевской Галине Короткевич и актеру Александринки Николаю Мартону. Короткевич в своей речи отметила, что эта премия вручена не ей. «Год назад я получила «Софит» за лучшую женскую роль. Это была моя премия. А вот эта - не мне. Вы ее вручаете моей судьбе. Премия - за творческое долголетие, а никакой моей заслуги в том, что я дожила до восьмидесяти восьми лет нет». Николай Мартон речей говорить не стал - он прочел стихотворение Александра Блока «Балаган» - «Над черной слякотью дороги/ Не поднимается туман./Везут, покряхтывая, дроги/Мой полинялый балаган». В его устах стихи Блока звучали как исповедь.
Завершилась церемония вручением премии имени Г.А.Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Роберту Стуруа. Вручили ее режиссеру Михаил Швыдкой и Натэлла Товстоногова, сестра режиссера. В своей речи она отметила, что «очень символично, что сегодня именно Роберт Стуруа получает приз имени Георгия Александровича. Когда-то Товстоногов посмотрел спектакль Роберта «Кавказский меловой круг» и был невероятно им впечатлен, постановка его волновала еще очень долго. И мне кажется очень важным, что сегодня Роберт Стуруа получает премию имени Гоги, который так его ценил».
Сам Роберт Стуруа был лаконичен. Он отметил только, что премия для него высокая честь. «Я недавно был на концерте, где известные музыканты играли музыку Стравинского. Бернстайн исполнил «Весну священную», его просили еще раз ее сыграть на бис, а он целовал партитуру и аплодировал Стравинскому. И вот я очень хотел бы, чтобы ваши аплодисменты были обращены не ко мне, а к Товстоногову».
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» вручается с 1995 года (впервые ее вручили по итогам двух сезонов: 1993-94 и 1994-95 годов). Вручается премия ежегодно осенью на сцене одного из петербургских театров. Номинанты премии отбираются экспертным советом и номинационным комитетом, в состав которых входят театральные критики, актеры и режиссеры. На «Золотой софит» могут выдвигаться спектакли, представленные в петербургских театрах в прошедшем сезоне.