В большом театре вновь порадуют балетоманов - премьера старинного классического балета Делиба «Коппелия» в постановке премьера Мариинского театра, хореографа Сергея Вихарева состоится в четверг на Новой сцене.
«Каждый старинный балет надо сохранять как мировое достояние, - сказал на генеральной репетиции худрук балета Большого театра Юрий Бурлака. - Нынешнюю реконструкцию балета в хореографии Мариуса Петипа осуществил премьер Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, хореограф Сергей Вихарев».
Идея восстановления балета, по его словам, «возродилась еще у моего предшественника на посту худрука балета Большого театра Алексея Ратманского».
«Мы с ним особенно радовались возвращению «Коппелии» - балета, через который прошли все выпускники Московского хореографического училища. Кроме того, этот балет получил прописку в России именно на сцене Большого театра, где его дебют состоялся в 1882 году, на год раньше, чем в Петербурге», - рассказал предысторию Бурлака.
С тех пор «Коппелия» ставилась в Большом театре семь раз и выдержала около 400 представлений.
В этом балете главные партии танцевали Василий Тихомиров, Екатерина Гельцер, Ольга Лепешинская, Нина Ананиашвили, Асаф Мессерер. «Коппелия» - один из самых широко идущих в мировом театре классических балетов, который идет уже на протяжении 138 лет.
Впервые балет был поставлен на сцене Парижской оперы в 1870 году.
В основе либретто «Коппелии» - новелла Гофмана «Песочный человек» и сюжетные мотивы рассказа «Автоматы». Но авторы либретто взяли у немецкого романтика лишь внешнюю канву событий и сочинили свою историю - жанровую лирическую комедию, в центре которой образ озорной девушки, которая хочет проучить своего неверного возлюбленного. Композитор Лео Делиб сочинил музыку на этот сюжет.
Раньше «Коппелия» шла в Большом театре в хореографии Александра Горского. В нынешней постановке Вихарев реконструировал балет в хореографии Мариуса Петипа по материалам, хранящимся в Театральной коллекции Гарвардского университета.
«Тексты Петипа бесценны и мы по крупицам восстанавливаем его записи, - сказал Вихарев. - Эта рукопись представляет собой не запись нот, но подробное описание движений».
Он также добавил, что в процессе работы приходилось переучивать солистов Большого танцевать в петербургском стиле.
«Наши школы отличаются друг от друга, особенно в Петербургской - в элегантности и простоте, а Московская - в блестящей актерской подготовке, какой-то особой свободе на сцене», - считает Вихарев, занимающийся реконструкцией старинных балетов уже на протяжении 10 лет.
В постановке Большого театра участвуют его ведущие солисты: Мария Александрова, Наталья Осипова, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Геннадий Янин и др.