Три постановки - «Пахита», «Русские сезоны» и «Симфония до мажор», представляющие хореографическое искусство 19, 20 и 21 веков, покажет Большой театр в первом балетном проекте нового сезона «Вечер одноактных балетов», премьера которого состоится 15 ноября.
В постановках задействованы замечательные артисты - Надежда Грачева, Светлана Захарова, Мария Александрова, Анна Антоничева, Андрей Уваров, Руслан Скворцов, Денис Медведев и другие.
Классика Бурлаки
Большое классическое па из балета «Пахита» (Минкус - Петипа) будет представлено в постановке и новой хореографической редакции Юрия Бурлаки, который возглавит балет Большого театра с января 2009 года.
Бурлака знаменит в России и за ее пределами своим глубочайшим знанием старинных балетов. На брифинге перед началом генеральной репетиции, состоявшейся в четверг, Бурлака подтвердил, что он очень любит и давно и подробно занимается старинными балетами.
«Большой театр, собственно, никогда не уходил от классики, но я в своей будущей работе в Большом не собираюсь заполонить репертуар только классическими балетами, - заметил он. - Необходимо разумное сочетание классики и современной хореографии, включающей все разнообразие стилей, существующих в мировом балете. Это дает возможность гармонично развиваться труппе и как следствие этого - нынешнее прекрасное состояние балетной труппы. Эту тенденцию, которую развивали все прежние руководители балета Большого театра и Владимир Васильев, и Вячеслав Гордеев, и Борис Акимов, и Алексей Ратманский, я буду продолжать».
Бурлак рассказал, что он изучил все хореографическое наследие Мариуса Петипа, который впервые поставил «Пахиту» в 1881 году. Он изучил и использовал в своей работе все, что сохранилось и в России, и за рубежом. Бурлака заверил, что все лучшие фрагменты, все, что осталось от Петипа, сохранены им в этом балете.
Что касается планов Бурлаки, то в этом сезоне еще предстоит постановка балета «Коппелия», а в будущем сезоне планируется постановка балета «Эсмеральда».
Времена года Ратманского
Балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, также входящий в «Вечер одноактных балетов», Алексей Ратманский впервые поставил в 2006 году в Нью-Йоркском балете, который он возглавит после завершения его контракта в Большом театре с нового 2009 года.
«Несмотря на название, никакого отношения к «Русским сезонам» Дягилева этот балет не имеет, - сказал Ратманский. - «Русские сезоны» - это времена года, 12 месяцев, 12 номеров, и танцуют их 12 артистов - шесть балерин и шесть танцовщиков. Шесть пар - шесть дуэтов, облаченных в костюмы разных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, бардовый. Это ансамблевый балет и в этом его сложность».
По мнению Ратманского, всех хореографов привлекают сочинения Десятникова тем, что музыка очень танцевальна, классична, мелодична, очень современна и глубока.
В новом сезоне в Большом театре, в котором Ратманский не собирается расставаться насовсем, вместе с Десятниковым они замышляют новый современный балет. Это подтвердил и сам композитор, высказав много комплиментов в адрес Ратманского, сказав, что он очень близок к его музыке.
«Я не писал это произведение специально для балета, а сочинил его для Кремера восемь лет. Материалом для меня в этой работе послужил прежде всего русский музыкальный фольклор. Но, как оказалось, эта музыка привлекла внимание хореографов - до Ратманского свой балет в Новосибирском театре ставила Алла Сигалова», - рассказал Десятников.
Гимн классическому балету
Завершает балетный вечер шедевр неоклассической хореографии ХХ века - балет «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина на музыку Жоржа Бизе. Впервые знаменитый хореограф сочинил этот балет в 1947 году для труппы Парижской Оперы, где он шел под названием «Хрустальный дворец». В Большом театре этот балет ставился в 1999 и в 2004 годах. Постановщик новой версии - также Ратманский, который считает, что «эта работа Баланчина - настоящий гимн классическому балету».
»(Он) являет собой прекрасное завершение новой балетной программы Большого театра, которой я горжусь и которая дает возможность многим артистам балета проявить себя. Самое главное - это индивидуальность артиста, и я жду, как она проявится на премьере», - отметил Ратманский.
Что касается генеральной репетиции, то выступление всех артистов было встречено бурными аплодисментами, и поэтому не возникает сомнения, что премьера пройдет с ошеломляющим успехом.