Самую мистическую русскую оперу — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова — вернул в свой репертуар Большой театр России. Сегодня здесь состоится премьера нового спектакля, инициатором постановки которого выступил уже устоявшийся творческий тандем — выдающийся литовский режиссер Эймунтас Някрошюс и главный дирижер ГАБТа Александр Ведерников.
История свидетельствует, что «Китеж» стал одним из последних произведений Римского-Корсакова. А если уж сказать абсолютно точно, то это была 14-я опера из 15, написанных великим композитором. В нее он вложил шесть лет работы. В итоге получился загадочный, во многом закрытый для постановщиков шедевр, в чем-то напоминающий многослойный «Парсифаль» Рихарда Вагнера. Потому не случайно, что Римского-Корсакова окрестили «русским Вагнером».
Таинственность «Китежа» заключена уже в самом либретто, где есть сказочная любовь княжича к лесной ведунье Февронии. Их отношения разворачиваются на фоне вполне внятных исторических событий, связанных с нашествием на Русь полчищ хана Батыя. Но тут на помощь композитору приходит легенда, согласно которой Китеж был спасен от разорения татарами «божиим промыслом»: Феврония прячет обреченный город в воды озера, и он становится, по народному поверью, местом идеальной земной жизни.
Понятно, что опера с такой фантастической фабулой и прекрасной музыкой имела на своем веку немало сценических воплощений. Ее первое представление состоялось при жизни Римского-Корсакова в 1907 году в санкт-петербургском Мариинском театре. А уже в следующем, 1908 году «Китеж» зазвучал в Большом. С тех пор эта опера в ГАБТе ставилась шесть раз, нынешнее обращение — седьмое по счету.
«Я очень хотел заняться этим сочинением», — признался в интервью ИТАР-ТАСС дирижер-постановщик спектакля Александр Ведерников. Кстати, его отец — знаменитый бас Александр Ведерников — в свое время пел в «Китеже». Теперь замечательную оперу возвратил в репертуар Большого его сын. «Это произведение очень важно для русской жизни», — считает маэстро Ведерников. По его словам, он даже специально ездил на озеро Светлояр, и это путешествие произвело на него неизгладимое впечатление.
Что же касается режиссера спектакля Эймунтаса Някрошюса, то его, как всегда, было трудно вызвать на разговор. «Опера очень сложна и в музыкальной части, и по сюжету. Работать над ней было очень тяжело», — сказал немногословный литовец. Себе он отводит незначительную роль. «Главные люди в опере — композитор, дирижер, художник, а режиссер лишь на четвертом месте», — убежден Някрошюс. Он не скрывает, что рад новой встрече с артистами Большого театра, с которыми раньше поставил «Макбет» Верди и «Детей Розенталя» Леонида Десятникова. «Вот только на сей раз времени на репетиции оказалось крайне мало», — посетовал режиссер.
В спектакле заняты известные солисты, в числе которых Татьяна Моногарова, Виталий Панфилов, Михаил Губский, Михаил Казаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — совместная постановка с театром итальянского города Кальяри, где премьера прошла в апреле нынешнего года. Теперь слово за москвичами.
Впрочем, первые впечатления уже сложились. После генеральной репетиции, состоявшейся в четверг вечером, своим мнением с корр. ИТАР-ТАСС поделился популярный актер, народный артист России Евгений Миронов. «Мне понравилось, — сказал он. — Все логично, просто и понятно. Кажется даже, что спектакль поставлен светлым, чистым, православным человеком».