Сага Джоан Роулинг о приключениях мальчика-волшебника Гарри Поттера является оружием против глобализации и меркантилизма, возобладавшего в британском обществе при Маргарет Тетчер и Тони Блере, считает французский лингвист и философ Жан-Клод Мильнер (Jean-Claude Milner).
Как сообщил Мильнер в интервью французской газете Liberation, книги о Гарри Поттере «глубоко политичны, и в них идет речь о сегодняшней Англии».
Ученый утверждает, что при чтении книги «появляется ощущение, что Дж.К.Роулинг, как и многие образованные англичане, считает, что существует настоящая, катастрофическая тетчеровская революция, и единственное, что остается культуре, - это стать оккультной наукой».
По словам Мильнера, взгляды Роулинг на Англию связаны с «елизаветинским временем», когда страна пожинала плоды европейского Возрождения, и публичные школы и университеты в Оксфорде и Кембридже освободились от господства церкви.
Как показал историк Франс Ят (Frances Yates), в британском Ренессансе классическое образование (изучение древнегреческого и латыни) соединилось с обращением к оккультным наукам (белой магии). Центральным персонажем этой эпохи стал Джон Ди (John Dee) - ученый, алхимик и философ, считавший, что оккультные науки должны служить общественному благу.
Как отмечает Мильнер, Хогвардс - школа волшебников, в которую ходит Гарри Поттер - устроена по образцу публичных школ. Однако, если в английской истории оккультные науки отходили на второй план, то в мире Гарри Поттера все наоборот: здесь связи с изучением античности и французского языка как одного их проявлений британской элитарной культуры завуалированы.
По мнению философа, Роулинг обличает господство среднего класса, наступившее в Великобритании при Маргарет Тетчер и Тони Блэре, через изображение мира «маглов» - не волшебников, где все люди живут в чистеньком квартале, а дома похожи друг на друга.
При этом положительной силой, действующей в книге, является народ, образованные люди и обедневшие аристократы. Так, в Хогвардсе есть наследственные волшебники и те, кто на них выучился. Если «маглы», британские прототипы которых претендуют на равенство в погоне за прибылью, живут в мире «маленьких притеснений», то Хогвардс представляет истинное равенство в понимании Роулинг: здесь верховодит культура, открытая всем, и поэтому дочь маглов может преуспеть в магии больше, чем сын волшебников. Этот союз аристократии и народа против всемогущества среднего класса, по словам Мильнера, имеет глубокие корни в английской традиции.
Как отмечает философ, Гарри Поттер пользуется успехом не только у детей, но и у взрослых потому, что «англо-саксы и все, затронутые глобализацией, видят в нем - сознательно или нет - боевую машину против рыночной интерпретации демократии».