Роль Эмброуза Гонтлетта на церемонии коронации британской королевы в 1953 году была весьма значительной, и ему было чем гордиться. Он входил в оркестр, специально собранный для церемонии в Вестминстерском аббатстве. Но, помимо официальных обязанностей, он совершил еще один, запрещенный поступок, который потом не обсуждал ни с кем, кроме родственников.
Виолончелист проделал отверстие в футляре для инструмента и спрятал внутри фотоаппарат с секретным механизмом для съемки. Обойдя таким образом запрет на неофициальное фотографирование, он сделал два снимка новой королевы, притворившись, что меняет смычок.
Вчера одна из этих фотографий, которая прежде висела у музыканта дома в память о том историческом событии, была продана с аукциона. По словам устроителей торгов, она относится к числу первых снимков в стиле папарацци.
Фотография – одна из вещей, оставшихся после смерти Гонтлетта, который скончался в 1978 году, оставив в наследство, помимо прочего, книгу с автографами, где расписались многие величайшие композиторы XX века. На обратной стороне черно-белой фотографии Ее Величества Гонтлетт написал: «Снято мной с помощью камеры в футляре для виолончели».
Фотография была продана вчера за 180 фунтов. Кроме того, на торги была выставлена коллекция из 90 автографов таких композиторов, как Элгар, Прокофьев и Стравинский.
Кристофер Праудлав, распорядитель аукционной компании Rogers-Jones в Колвин-Бэй, Северный Уэльс, рассказывает: «Он определенно разбирался в этом деле: многие газетные фотографы гордились бы подобной фотографией.
Мистер Гонтлетт сидел достаточно высоко и имел идеальную позицию для съемки. В целом это очень качественная и исторически значимая фотография – можно сказать, первый из снимков в стиле папарацци. Он, однако, не продавал ее и не показывал никому, кроме членов своей семьи. Фотография служила драгоценным напоминанием о том историческом дне».
Внук Гонтлетта, Дэвид Ли Уилсон, говорит, что история о тайной фотографии стала семейной легендой. «Помню, когда я был ребенком, она висела в рамке на стене – дед очень ею гордился, – рассказывает он. – С безопасностью было не так строго, как теперь, и он смог пронести достаточно большой фотоаппарат в легком футляре для виолончели. Во время выступления он сделал вид, что нужно поменять смычок, и воспользовался своим шансом».
«Он взял футляр. Объектив выглянул из отверстия, и у него была лишь секунда, чтобы нажать на кнопку затвора».
Вторую фотографию семья оставит себе. 52-летний мистер Ли-Уилсон объясняет: «Они были сняты с разницей в долю секунды. Фотографию он напечатал сам, и до сих пор ее не видел никто, кроме нашей семьи».
В этот же лот вошли билет виолончелиста на вход в Вестминстерское аббатство и его ноты с заметками, сделанными в ходе репетиции.
Эмброуз Гонтлетт родился в 1889 году, в 1913 году начал свою карьеру в Лондонском камерном оркестре. Позже, в 1930-х годах, играл первую виолончель в Симфоническом оркестре BBC. Затем он стал профессором Королевской академии музыки. Он собирал автографы всех великих музыкантов, с которыми встречался на протяжении своей карьеры. В их числе оказались Рихард Штраус, Иегуди Менухин, Уильям Уолтон и Генри Вуд, основатель променад-концертов BBC.
Кроме того, в коллекции была представлена программа концерта, проведенного в 1912 году в память о восьми музыкантах, погибших на «Титанике».
«Это уникальная коллекция. Гонтлетт встречался с величайшими музыкантами XX века. И все же наибольшее внимание привлекает его фотография. Интересно, что бы сказала по этому поводу королева», – сказал Праудлав.
По результатам торгов автографы так и не были проданы, однако копия программы концерта 1912 года ушла за 100 фунтов.