В Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу открылась выставка «Европа-Россия-Европа». Этот проект, инициированный Евросоюзом, является самым масштабным за всю историю Галереи.
«Время проведения выставки выбрано не случайно. В этом году исполнилось 150 лет Третьяковской галерее, 50 лет Евросоюзу и 10 лет соглашению о партнерстве между Россией и ЕС», - сказал на пресс-конференции в ГТГ глава представительства Европейской комиссии в РФ Марк Франко.
«Выставка сложна и интересна. В ней принимают участие 48 музеев из 27 стран Европы, включая Третьяковскую галерею. Такой экспозиции у нас не было. Это тот самый случай, когда в культуре мы можем сделать не меньше, чем в политике», - отметил генеральный директор Галереи Валентин Родионов.
Со своей стороны, куратор проекта , главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева особенно отметила Пикассо, Климта, Матисса и музеи Словакии, Словении и Венгрии, которые представлены на выставке.
От каждого из музеев приехало по три работы: классика, модернизм и современное искусство. Третьяковская галерея в данном случае могла только запрашивать какие-то произведения, но окончательное решение о предоставлении той или иной картины было за музеем.
«Выставка отражает текущие настроения в разных странах, потому что ничто не проходило без совместного обсуждения», - отметила куратор.
Из музея Прадо (Испания) на выставку привезли «Святого Павла Отшельника» Хосе де Риберы, из Лувра (Франция) - «Портрет философа Рене Декарта» Себастьяна Бурдона, а из галереи Тейт (Великобритания) пожаловали сразу две картины - «Золотая ветвь» Уильяма Тернера и «Ина и Бетти» Джона Сингера Сарджента.
Россия связь с Европой демонстрирует показом в рамках этой выставки картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».
«Эта картина олицетворяет образ Петра I, который прорубил из России окно в Европу», - прокомментировала выбор ГТГ Селезнева.
По ее мнению, «выставка примечательна также и тем, что на ней есть работы не только классиков, но и тех художников, которые живут до сих пор».
Несмотря на тот факт, что на выставке, по словам начальника управления культурного наследия Федерального агентства по культуре и кинематографии Анны Колупаевой, «больше политики и географии, чем научных изысканий», тема любви тоже нашла свое отражение.
«Пусть иносказательно, но о любви говорят Ирландия через полотно «Амур и Психея» Хью Дугласа Хамильтона. Россия о любви говорит художественным языком Марка Шагала «Пролетая над городом» и, конечно, Италия через «Венеру, завязывающую глаза Амуру» Тициана», - сказала Селезнева.
Среди трудностей, которые возникали при реализации проекта, куратор отметила отсутствие единого для всех европейских музеев регламента, отказ Эстонии предоставить на выставку ранее заявленные картины, которые пришлось заменить полотнами эстонских художников из фондов ГТГ и законодательные проблемы в сфере ввоза и вывоза культурных ценностей.
«В этот раз таможня пошла нам навстречу, разрешив проводить все необходимые процедуры в самой Галерее», - сказала куратор.
Вместе с тем, картины из Италии приехали только к открытию выставки в связи с забастовкой авиакомпании-перевозчика.
«Это случилось сегодня, но, по счастью, все удалось решить и к вернисажу картины будут висеть на своих местах», - сказала Селезнева.