Создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн нарисовал новый анимационный фильм. Мультфильм создан по мотивам японского хокку поэта Мацуо Басе из цикла «Зимний день».
Идея экранизировать «Зимний день» принадлежит японскому режиссеру Кихатиро Кавамото, который обратился к лучшим аниматорам мира. Над 36 анимационными фильмами работали мультипликаторы из Англии, США, России и других стран.
«Юрий Норштейн и художник Франческа Ярбусова изобразили встречу поэта Басе и фольклорного персонажа Тикусайя, некоего японского Иванушки-дурачка, который освобожден от многих условностей жизни, что не мешает ему быть тонким, острым и своеобразно мыслящим человеком», — рассказала старший научный сотрудник Музея Востока, искусствовед Светлана Хромченко.
«В пространстве фильма Басе и Тикусай объединились, и из этого возникла целая картина жизни и человеческих ценностей. Все это, как в японском жанре хокку: в трех строчках, как и в трех минутах фильма - вся жизнь», — добавила она.
Увидеть экранизированную японскую поэзию и новый мультфильм Норштейна можно будет в рамках выставки, посвященной Японии, которая пройдет осенью в Москве, в Музее Востока. В залах музея организаторы объединили японские изобразительное искусство, литературу и интернациональный анимационный кинематограф.
«Норштейн уже закончил работу над фильмом, но для нашей выставки он хочет сделать другой вариант с некоторыми изменениями», — сообщила Хромченко.
По ее словам, зрители также смогут увидеть «потрясающую по энергетике подготовительную работу Юрия Борисовича к этому фильму, где он искал образы героев, их духовный мир и создавал окружающую среду, в которой они существуют».
«Идея состоит в том, что мы хотим выявить и сделать очевидной пока еще скрытую для многих японскую тему в творчестве Юрия Норштейна. В его детских фильмах всегда присутствуют своеобразие японского мышления и созерцательная эстетика», - добавила искусствовед.
Начало поэтическому циклу хокку «Зимний день» положил Басе. Его идею подхватили, развили и продолжили в виде хокку другие японские поэты. Современные мультипликаторы получили для экранизации по одному такому хокку. Норштейну же достались строки из хокку «Безумные стихи».