Греция проведет новые переговоры с Британским музеем о судьбе скульптурного убранства Парфенона, на возвращении которого настаивает греческая сторона.
Как сообщили в четверг в министерстве культуры Греции, 4 мая этого года состоятся переговоры между представителями греческих властей и Британского музея, где находится большая часть фриза Парфенона.
Как заявил ранее директор британского музея Нил МакГрегор (Neil MacGregor), он не возражает в принципе против того, чтобы передавать некоторые экспонаты Британского музея в Грецию на некоторое время.
«Я не вижу причины, по которой в принципе экспонат, который можно транспортировать, не мог бы провести три или шесть месяцев где-нибудь в другом месте», - сказал МакГрегор.
По его словам, проблема здесь заключается в том, что греческое правительство не признает права собственности музея на мраморы Парфенона и, таким образом, экспонаты не могут быть официально «одолжены» строящемуся в Афинах новому музею Акрополя.
Статуи и фриз знаменитого храма Парфенон, над которыми работал великий скульптор древности Фидий, были созданы в 5 веке до нашей эры. На протяжении веков Парфенон неоднократно страдал от пожаров, землетрясений и даже взрыва порохового склада, который оборудовали в древнем храме в Новое время.
Несмотря на все катаклизмы, ансамбль Парфенона столетиями оставался в относительно сохранном виде. Однако в начале XIX века британский посланник в Оттоманской империи лорд Элгин (Elgin) добился у турецких властей разрешения вывезти скульптуры и фриз Парфенона из Греции. Впоследствии Элгин убедил парламент Великобритании взять коллекцию под свою охрану. В настоящее время памятники Парфенона являются центральной частью экспозиции всемирно известного Британского музея.
Кампания по возвращению мраморов Парфенона связана с именем покойной главы министерства культуры Греции Мелины Меркури (Melina Merkouri), которая выдвинула эту инициативу в 80-е годы прошлого века. Греческое правительство заручилось в поддержке своих требований высказываниями многих выдающихся деятелей культуры. В разных странах созданы десятки национальных комитетов, борющихся за возвращение мраморов Парфенона.
Однако британская сторона дает понять, что о реституции не может быть и речи. Аргументация Британского музея и его сторонников строится на трех основных аргументах.
Во-первых, приобретение мраморов лордом Элгином было юридически законным, и осуществлялось с разрешения тогдашних властей Греции.
Во-вторых, сами греки выразили свой протест весьма поздно, после того как исторические обстоятельства много раз изменились. Например, в XIX веке греческий парламент подарил Франции одну из немногих метоп (квадратных плит с рельефом) Парфенона, остававшийся в распоряжении Греции.
В-третьих, в Британском музее шедевры Парфенона могут видеть все желающие беспрепятственно, и сохранности экспонатов также ничто не угрожает.
Есть и еще один аргумент в пользу сохранения статус-кво. Возвращение мраморов Парфенона создаст безусловный прецедент для вала подобных исков со всего мира. Тот же Британский музей славится великими произведениями древнеегипетского искусства, на которые может претендовать современный Египет, памятниками древней Месопотамии, вывезенными с территории Ирака, произведениями искусства из Америки, Африки, Азии и Австралии. Тотальная реституция привела бы к фактическому уничтожению не только Британского музея, но и всех наиболее значимых коллекций искусства в мире.
Греческая сторона считает, что все эти аргументы не перевешивают главного соображения: мраморы Парфенона были насильственным путем отторгнуты от памятника, которому они принадлежат, и должны быть возвращены на подобающее им место. Впрочем, греческие власти не предлагают водрузить статуи обратно на Парфенон, где они подверглись бы воздействию смога, осадков и так далее, а так же оказались бы слишком высоко для глаз зрителей. Предлагается поместить возвращенные статуи и рельефы в новом музее, который достраивается у подножия Акрополя.