В Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоялась мировая премьера оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка».
Произведение прозвучало в исполнении солистов хора и оркестра Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. За дирижерским пультом - народный артист России Вольф Горелик.
Премьера приурочена к 100-летнему юбилею Шостаковича, и неслучайно, поскольку двух выдающихся композиторов связывали узы дружбы. Шостакович говорил о Вайнберге как о «композиторе большого, самобытного таланта», а Вайнберг утверждал, что он ученик Шостаковича, хотя тот не провел с ним ни одного урока.
В основу оперы «Пассажирка», которую Шостакович назвал «мастерским, совершенным по стилю и форме произведением», легла одноименная повесть польской писательницы Зофии Посмыш, где рассказывается о послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима с надзирательницей.
Эта военная тема была мучительно близкой Вайнбергу, вся семья которого погибла в годы войны, а сам он был вынужден покинуть родину.
Вайнберг родился в Варшаве, где в 1939 году закончил консерваторию по классу фортепиано. В 1941 году получил диплом минской консерватории, а с 1943 года до конца своих дней жил в Москве.
Впервые услышав «Пассажирку» в исполнении автора на рояле, Шостакович сказал: «Это шедевр. Оперу надо немедленно ставить в театре». Тем не менее, ни одному из советских театров, заинтересовавшихся оперой, не удалось ее исполнить: действовал негласный запрет «сверху».
Лишь в начале 21 века любители оперного искусства впервые могут услышать это выдающееся музыкальное произведение.