Композитор Родион Щедрин в понедельник представил в Москве свою новую оперу «Боярыня Морозова», посвященную теме раскола в Русской церкви в XVII веке.
«Меня как композитора, создающего сценическое музыкальное произведение, привлекли в этой эпохе образы, типы, характеры людей - яркие, трагичные, эмоционально насыщенные», - заявил автор оперы в интервью, которое публикует в понедельник «Российская газета». Р.Щедрин рассказал, что много лет обдумывал сюжет, советовался со специалистами, в том числе с известным ученым Александром Панченко, изучал историю старообрядчества.
Он также отметил, что тема раскола в Церкви и насилие, которое его сопровождало, делает ее актуальной. По словам композитора, религиозный фанатизм - одна из самых страшных проблем, «которая сегодня вообще может планету взорвать... и с этой точки зрения актуальнее сюжета не найдешь». При создании оперы, добавил Р.Щедрин, его волновали конкретные судьбы людей, эмоциональная мотивация их поступков.
«Эти люди сжигали себя - целыми семьями и деревнями, потому что они боялись пыток, боялись пришествия Антихриста, потому что их вера была слита с душой. Мне кажется, что все персонажи моей оперы интересны именно силой своих характеров», - отметил композитор.
В опубликованном сегодня же интервью газете «Новые известия» Р.Щедрин признался, что у него была возможность сделать премьеру на Западе, но он отказался от этой возможности.
«По-моему, конфликт в этой опере абсолютно русский: люди жертвовали собой ради веры, отдавали свои жизни, сгорая заживо вместе с семьями во имя того, чтобы перекреститься двумя пальцами, а не тремя. Боярыня Морозова ради веры идет на страшные пытки и смерть от голода и жажды в земляной яме. Иностранцам все это не очень понятно», - отметил Р.Щедрин.
Кроме того, по его словам, в опере используется древнеславянский язык.